История Саратовской епархии неотделима от истории возникновения христианства в Поволжье. Уже в начале первого тысячелетия христианское вероучение было распространено во многих странах от Атлантики до Тихого океана. Проповедниками были люди нового склада, умные, энергичные, служащие вере искренне, что делало их духовно непобедимыми. Пришли они и на Волгу. В становлении христианства в Поволжье четко прослеживается два периода: христианство в период государств Хазарского каганата и христианство в период Золотой Орды [3,13].
Историк Ю.Кулаковский, описывая историю Готской епархии в Крыму в VIII веке, называет сроки появления христианства среди хазар. При этом он ссылается на византийского историка Феофилакта Симокатта, который, повествуя о военных действиях, происходивших в 592 году н.э., упоминает о пленных хазарах, на лица которых была нанесена татуировка — знамение креста. По словам историка, император Маврикий заинтересовался этим обстоятельством и приказал произвести тщательное расследование. Оказалось, что за много лет до происшедших событий, когда пленные хазары были еще детьми, в их стране разразилась эпидемия чумы. Чтобы предохранить от нее детей, жившие там христиане посоветовали хазарским матерям прибегнуть к спасительному действию креста, чему те и последовали [3,13-14].
Исследователи В.О.Ключевский и С.Ф.Платонов отмечают, что племя хазар было непохожим на все другие азиатские орды. Хазары быстро перешли от кочевого к оседлому образу жизни, у них были города, где они зимовали. Итиль, столица Хазарского каганата, описывается как один очень большой рынок, где можно было встретить магометанина, иудея, язычника и христианина. В составе каганата оказались многие народы, но преобладающим в их среде вероисповеданием становится христианство. Исследуя историю христианства на Нижней Волге, А.Новиков отмечает активную миссионерскую деятельность благочестивых священников этого периода. Целые области превращались в зоны со сплошным христианским населением. Большое число их было в столице. У арабских средневековых писателей встречаются упоминания о христианских храмах, христианской юрисдикции в Итиле, где для христиан были специальные судьи, разбиравшие дела, руководствуясь Евангелием [3,16].
В VIII веке среди хазар появились вышедшие из Закавказья арабы и евреи. Еврейское влияние было таким сильным, что высшие классы хазарского общества приняли иудейскую религию. Для хазарских христиан наступили трудные времена. Упраздняется церковная организация, запрещается строительство новых храмов. Спасаясь от гонений и преследований, значительная часть христиан уходит в низовье Дона и в христианский Крым. На сложное положение хазарских христиан обращали внимание византийский император Михаил III и константинопольский патриарх Фотий, к которым приблизительно в 860 году обращаются с просьбой послы из Хазарии. Они просят прислать в их страну влиятельного христианского проповедника для разрешения происходившего там спора о выборе веры. «От начала знаем лишь единого Бога… — говорили, согласно житию св. Кирилла, эти послы, — евреи же побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны сарацины предлагают мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру. Из-за этого посылаем к вам…ибо вы народ великий, от Бога царство держите. Вашего совета спрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорит евреев и сарацин, то примем вашу веру» [3,17].
По совету св.патриарха Фотия византийский император Михаил III снарядил в хазарский каганат специальную миссию во главе со святыми Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием. В 861 году, достигнув Херсонеса, они через Азовское море добрались до устья Дона, а оттуда, перебравшись на Волгу, прибыли в Итиль. Где точно находилась эта столица Хазарского каганата, до сих пор неизвестно, вероятно в низовьях Волги. Готовясь к миссионерским трудам, св.Кирилл изучает еврейский, самарянский и славянский языки и знакомится со Священными книгами, написанными на этих языках. При дворе кагана состоялась богословская дискуссия, в которой приняли участие с одной стороны св.Константин, а с другой — иудейские и мусульманские теологи. Хазарская миссия дала плодотворные результаты. А.П. Новиков в своей публикации «Из истории христианства на Нижней Волге» отмечает: «… Им удалось существенно облегчить положение христиан, положить конец их преследованиям, добиться определенной самостоятельности христианской церкви на территории Хазарии и восстановить ряд ранее существовавших православных епархий» [3,18].
Византийские летописи сообщают, что в это время происходит обращение славян к Православной вере. Различные источники позволяют с уверенностью сказать, что около 862 года создается первая русская епископия — епархия — центром которой могли быть различные городах юга России (предположительно Таматарха, которую славяне назвали Тьмутараканью (нынешняя Тамань), или Фанагория), а северо-восточные границы которой могли касаться пределов нынешнего Саратовского края [2,2].
С конца IX века сведения о христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия. Середина XIII ознаменовалась для молодого русского государства страшной катастрофой монгольского нашествия. Разрозненные племена кочевников, обитавшие на огромных пространствах среднеазиатского плоскогорья, в конце XII объединились в одно могучее государство. В 1206 году на собрании побежденных вождей завоеватель Темучин провозгласил себя Чингис-ханом, то есть Великим ханом и назначил своей столицей расположенный в Забайкалье город Каракорум. В 1242 году на Нижней Волге, в полусотне верст от Астрахани, была построена первая столица Золотой Орды город Сарай, которая впоследствии была перенесена в другое место, на реку Ахтубу. Развалины этого второго Сарая, который назывался Сарай-ал-Джидид или Сарай-берке, долго сохранялись в окрестностях города Царева, входившего прежде в состав то Саратовской, то Астраханской губернии. Ныне Царев, переименованный в Ленинск, находится в составе Волгоградской области.
Русская земля вошла в состав Золотой Орды и до 1279 года, т.е. до разделения единой монгольской империи, русские князья были обязаны ездить для получения ярлыка на великое княжение в Каракорум.
Книга законов «Яса-Намэ», принятая на Великом Курултае 1206 года, объявляла любую религию законной, а ее служителей свободными от каких-либо повинностей. Таким образом, Русская Православная Церковь, ее храмы и монастыри, а также православное духовенство был освобождены от податной повинности. Это обстоятельство сыграло особую роль в истории Русского государства [2,3].
Первая епархия Русской Православной Церкви на территории нынешней Саратовской губернии была открыта по ходатайству Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1261 году. Первым епископом Сарайским стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также Переяславская епархия [2,3].
Стоянием на р. Угре 1480 года завершилась трехсотлетняя зависимость Руси от монгольских завоевателей. Золотая Орда исчезла с арены мировой истории. Наследниками этого могущественного государственного образования стали Астраханское и Казанское ханства, разгромленные Иоанном Грозным. На всем пространстве огромной территории Юго-Востока России хозяйничали татары Ногайской орды, калмыки и другие кочевники. Вместе с тем, на юг от тогдашней окраины Московского Царства, ограниченного сторожевой линией городов Алатыря, Темникова, Кадома и Шацка, принадлежавших Рязанскому княжеству, лежала уже не татарская, но еще и не русская земля, необжитая, безлюдная, полная опасностей, которая называлась «Диким полем» [2,5].
После взятия Казани Иоанном Грозным в 1552 году, была образована Казанская епархия. Город Саратов, упоминаемый впервые в 1590 году, в первое время своего существования принадлежал к этой обширнейшей, и в XVI веке единственной для всего нижнего Поволжья епархии [5,6-7].
Северный Поволжский край отделился от Крутицкой епархии в 1555 году. При митрополите Макарии утверждается в Казани архиепископство, к которому отнесено Верхнее Поволжье с северной частью нынешней Саратовской губернии; южная же часть края до 1602 года оставалась еще в составе Сарайской епархии. Казанские архиепископы именовались «казанскими и астраханскими». Город Саратов и северная часть Саратовской губернии в епархиальном отношении состоял сначала в ведении «Конторы Казанского дворца», находившейся в Москве. В 1602 году ей приписаны были церкви по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона. Саратов по церковному ведомству отходит к Астраханской епархии; иерархи епархии именовались «астраханскими и терскими» (кавказскими) [3,30]. Первым архиепископом Астраханским был Феодосий; с 8 июня 1667 года в Астраханской епархии делами церкви правят митрополиты, и первым из них был Иосиф. С 1716 года назначаются в Астрахань епископы, именующиеся «Астраханскими и Ставропольскими». При епископе Платоне, 16 октября 1799 года, состоялось учреждение самостоятельной Саратовской епархии с наименованием ее иерархов Саратовскими и Пензенскими. Первым епископом Саратовской епархии по представлению Святейшего Синода император Павел I утвердил преосвященного Гаия (Токаова) [4,47].
Епископ Гаий родился в 1750 году в грузинском селе Магаро, что в северо-западной Кахетии. Семья его принадлежала к старинному дворянскому роду. Получив домашнее образование, он был определен ко двору Картл-кахетинского царя Ираклия II, где продолжил свое образование под руководством грузинского католикоса Антония I. В 1770 году в возрасте 20 лет Георгий принял постриг с именем Гаиоз (Гаий). Через год, будучи уже архидиаконом, Гаий впервые отправляется в Россию. Здесь он заканчивает Александро-Невскую семинарию под руководством архиепископа Платона (Левшина). В Грузию Гаий возвратился в 1778 году и стал помощником католикоса Антония в его духовно-просветительской деятельности. В 1782 году Антоний поручил архимандриту Гаию возглавить Духовную Семинарию в Телави [4,51-55].
Из представленных Священным Синодом на должность Астраханского викария кандидатур Екатерина II отдала предпочтение архимандриту Гаию. Его хиротония состоялась 29 мая 1793 года. Обязанности Астраханского епископа Гаий исполнял в течение трех месяцев, пока в апреле 1794 года не отбыл к месту своего служения в Моздок, но и там он пробыл недолго. Учитывая замечательные организаторские способности, богатый опыт и личные качества Гаия, Священный Синод 16 октября 1799 года определил его епископом Саратовским и Пензенским во вновь учрежденную Саратовскую епархию. Под начало первого Саратовского архиерея поступало около 800 тыс. христианских душ, 615 церквей и 10 616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек [4,62]. Однако, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории» архиерейская кафедра по-прежнему оставалась в Пензе. Первый Саратовский и Пензенский архиерей, преосвященный Гаий, проживший в Саратове 4 года в кельях нагорной Преображенской церкви, был перемещен в Пензу, где найдено более удобное помещение для центральной духовной администрации. Желая закрепить свое положение в Пензе, епископ Гаий добился в Синоде изменения титулования епархии. С 1803 по 1828 год она называлась Пензенской и Саратовской. Среди деяний первого Саратовского епископа одним из важнейших было учреждение Саратовской Духовной Семинарии, которая по необходимости также размещалась в Пензе.
Преосвященный Гаий высоко ценил образованных служителей и постоянно побуждал их к продолжению образования. Понимая, какое большое значение в крае, пораженном расколом, имеет церковная проповедь, он требовал, чтобы каждый священник епархии не уклонялся от этой обязанности. «Ученые священники» регулярно вызывались в Пензу для проповеди в кафедральном соборе.
4 и 5 апреля 1808 года Гаий последний раз служил в Саратовском соборе: еще 10 января решением Св.Синода он был переведен на Астраханскую кафедру архиепископом. По свидетельству Н.Г Скопина, благодарные саратовцы «сожалели о сем пастыре, яко кротком и нежном отце» [2,41].
24 июня 1808 года в Пензу приехал новый Пензенско-Саратовский епископ Моисей (Близнецов-Платонов). При нем Пензенская семинария по-настоящему расцвела. Программа и методики обучения, составленные Преосвященным Платоном (Левшиным) и архимандритом Аароном, были настолько удачно проработаны, что семинария стала в один ряд со столичными духовными школами.Однако Епископ Моисей, к прискорбию его паствы, был переведен в Нижний Новгород 28 мая 1811 года [3,36].
Третьим епископом Пензенским и Саратовским, по представлению Св. Синода, император Александр I определил Афанасия (Корчанова). В Саратов архиерей прибыл 6 июня 1813 года. В течение недели он служил в Троицком соборе, посетил все Саратовские церкви, проповедывал, встречался с жителями города. 20 июля 1814 года саратовцы вновь встречали архипастыря: предстояло заложить новый Спасо-Преображенский мужской монастырь. 29 июня 1817 года Преосвященный Афанасий еще раз пожаловал в Саратов специально для открытия Саратовского губернского отделения Российского Библейского Общества. Владыка был человек тихий, добрый и благочестивый, управлял епархией слабо, отчего происходили большие злоупотребления. Наконец Преосвященный был уволен на покой 8 февраля 1819 года [2,42-45].
Для саратовцев имя Преосвященного Афанасия неразрывно связано с таким событием в истории города, как основание Александро-Невского собора — величественного памятника, посвященного саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это знаменательное событие произошло 30 августа 1815 года [4,122-126].
В течение нескольких месяцев 1819 года епископом Пензенским и Саратовским был Иннокентий (Смирнов). До своего назначения на Пензенскую кафедру Преосвященный Иннокентий был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, ректором семинарии, деятельным участником Российского Библейского Общества, автором «Начертания церковной истории от библейских времен до XVIII века». Протоиерей Н.Скопин в своем дневнике отмечает, что Иннокентий прибыл в Пензу 20 июля 1819 года, через два месяца, 20 августа, приехал в Саратов, но на третий день сделался болен. Не отслужив в городе ни одного раза, так и не выздоровевший архиерей выехал в Пензу, где вскоре скончался [2,47].
С конца 1819 года по 1825 год епархией управлял Преосвященный Амвросий (Орнатский). Прибыв в Пензу из Старой Руссы, Владыка Амвросий поразил пензенское духовенство своим нелицемерным аскетизмом и подвижническим образом жизни. Стараниями Епископа Амвросия в 1820 году в Саратове были открыты уездное и приходское духовные училища, а два года спустя уездные духовные училища открылись в Камышине и Петровске. Первым ректором Саратовского Духовного училища был назначен протоиерей Н.Скопин, оставивший после себя интереснейший дневник, инспектором был назначен протоиерей Г. Чернышевский. К началу 1822 года в Саратове был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь. 12 мая того же года Саратов посетил Преосвященный Амвросий. 18 мая 1822 года он совершил освящение главного храма и всего монастыря. В Пензе Владыка Амвросий завершил свое капитальное шеститомное исследование «История Российской иерархии», не потерявшее своего научного значения и по сей день. В 1825 году Владыка Амвросий ушел на покой и до конца своих дней († 27 февраля 1825г) пребывал в Кирилло-Белоезерском монастыре. Он жил в монастыре бессребреником и свою двухтысячную пенсию получал только для того, чтобы одну половину ее отдать в монастырь, а другую — раздать бедным [4,240].
Последним Епископом Пензенским и Саратовским суждено было стать Владыке Иринею. Во вверенную ему епархию Владыка Ириней прибыл в апреле 1826. Уже через три месяца после приезда в Пензу архипастырь предпринял длительную поездку по Саратовской губернии. Обозрение епархии продолжалось более двух месяцев. За это время епископ Ириней посетил почти все уезды Саратовской губернии, провел многочисленные встречи с пасомыми и подверг тщательной ревизии состояние храмов и деятельность духовенства. Все помыслы и действия епископа Иринея были направлены на то, чтобы воспитать свою паству твердо стоящей в истинах веры и преуспевающей в христианском благочестии. Одним из первых архипастырей он начал регулярное обучение прихожан христианским обязанностям. Обладая даром учительства, он говорил проповеди без особой подготовки, всегда просто и понятно, ярко и образно. В 1830 году его перевели из Пензы в Иркутск [4,275].
В ноябре 1828 года произошло восстановление Саратовской епархии как самостоятельной церковно-административной единицы.
Секретный комитет по делам о раскольниках обращает особое внимание Государя Императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии. По повелению Николая I, от 20 октября 1828 года, в Саратове, ввиду усиления раскола, была учреждена самостоятельная епископская кафедра. Во исполнение высочайшей воли Синод постановил:
1. Новоучрежденной Саратовской епархии быть в третьем классе и иметь степень под Пензенскою.
2. Будущему епископу именоваться Саратовским и Царицынским, а как название Саратовского присвоено было Пензенскому архиерею, последнего именовать впредь Пензенским и Саранским.
3. Новому епископу иметь пребывание в Саратове, где, впредь до постройки или покупки особого дома за счет казны, помещаться ему в Спасо-Преображенском монастыре, где для временного пребывания архиерея имеются особые кельи.
4. На основании Указов от 26 февраля 1764 г. и 18 декабря 1797 г. к архиерейскому дому Саратовской епархии определить надлежащее число служителей из крестьян экономического ведомства, и отвести из казенных оброчных статей, поблизости и удобности, положенное количество земли с угодьями, мельницей и рыбной ловлей.
5. Что касается до устроения семинарии в Саратовской епархии, предоставить будущему в ней архиерею войти о сем, по устроении епархии, особым представлением, между тем детям священно-церковнослужителей сей епархии продолжать обучаться в тех же семинариях и училищах, где они ныне обучаются, и, по увольнении из них, поступать в распоряжение Саратовского архиерея по принадлежности.
6. Во вновь учрежденную Саратовскую епархию, перевести ныне из действительно служащих епископов дознанной способности, как того требуют местные обстоятельства данной епархии и сама новость ее учреждения, потому Синоду приступить к избранию кандидата, находить способными к тому переведению епископов: первым Моисея Вологодского и Устюжского, вторым Кирилла Вятского и Слободского, с оставлением при них степеней сих епархии, и третьим Амвросия Оренбургского и Уфимского.
7. Тому, кто из сих кандидатов Высочайше назначен будет к переведению в Саратовскую епархию, выдать деньги из государственного казначейства.
3 ноября 1828 года на подлиннике постановления Синода рукою Императора подписано: «Быть по сему» [3,38-40].
Утверждая доклад Св. Синода о восстановлении Саратовской епархии, император Николай I из трех достойных занять кафедру кандидатов остановил свой выбор на Моисее, епископе Вологодском и Устюжском. Так Промыслом Божиим и волею Государя владыка Моисей (Богданов-Платонов) стал первым епископом Саратовским и Царицинским — такое официальное именование получили Саратовские архиереи с 3 ноября 1828 года. Получив 12 ноября из Св. Синода указ о своем назначении, Моисей 22 декабря уже был в Саратове. На Рождество Христово Преосвященный Моисей совершил первое архиерейское служение в кафедральном Александро-Невском соборе. Вот как об этом повествует А.Ф. Леопольдов: «Вот он, наш Моисей, — говорили тогда в Саратове, — изведет нас из работы вражией и поведет нас в землю обетованную, он разгонит этих волков-раскольников, которые сами слили себе тельцов-богов»[3,40].
В ведение Саратовского епископа поступило 545 церквей, более 2500 священно-церковнослужителей и свыше миллиона христианских душ. Первым делом Владыка приступил, как и предписывалось указанием Св. Синода, к устройству важнейших органов епархиального управления — архиерейского дома и духовной консистории, открытие которой состоялось 30 декабря 1828 года. Епископ Моисей осуществлял руководство и надзор за деятельностью консистории и всех других епархиальных органов и учреждений. Оживление церковной жизни Саратова проявилось в восстановлении в 1829 году древнего женского Крестовоздвиженского монастыря. Еще одним не менее важным деянием Преосвященного Моисея было создание Саратовской Духовной семинарии. 13 сентября 1830 года Саратовская консистория издала указ об открытии семинарии и предписала всем воспитанникам Пензенской, Тамбовской, Казанской и Воронежской семинарий, посланным из Саратовской губернии, явиться на занятия в новую бурсу. 26 октября 1830 года состоялся акт открытия семинарии. Первым ректором Саратовской Духовной семинарии был определен бакалавр Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Никодим, инспектором был назначен бывший инспектор Рязанской семинарии игумен Иоанн. Богословские науки были поручены отцу ректору. Инспектор преподавал философию. Гражданскую историю и еврейский язык преподавал знаменитый впоследствии Гордий Саблуков. Словесность и французский язык — профессор Константин Сокольский, математику и немецкий язык — учитель Иван Синайский. В декабре 1830 года в Саратовской Духовной семинарии числилось 289 учеников [2,87].
Итак, с восстановлением Саратовской епархии, с учреждением в Саратове самостоятельной архиерейской кафедры духовная жизнь обширной губернии получила новые мощные импульсы для своего развития. Епископу Моисею с помощью епархиального духовенства и при деятельной поддержке благочестивых мирян удалось с честью выполнить возложенную на него миссию.
12 марта 1832 года указом Св. Синода Преосвященный Моисей был назначен членом Синода и экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского [4,344].
Саратовскую кафедру занял епископ Иаков (Вечерков). Он управлял епархией 15 лет до перемещения в 1847г на Нижегородскую кафедру. С его именем связано решительное распространение единоверия среди старообрядцев и обращение в православие тысяч калмыков и евреев. Владыка всегда заботился о благосостоянии Саратовской Духовной семинарии. Трудами Преосвященного были открыты три новых Духовных училища: в Николаевске — в 1845 г., в Вольске и Балашове — в 1847 г. Епископ Иаков вошел в историю и как неутомимый строитель. В Саратовской епархии им было построено много церквей и молитвенных домов. В 1837г. был построен просторный архиерейский дом с крестовой церковью, освященной во имя Успения Божией Матери. Этот дом сохранился до наших дней. С 1992 года в нем размещается возрожденная Саратовская Духовная семинария [2,89].
Владыку Иакова сменил на Саратовской кафедре не менее просвещенный епископ Афанасий (Дроздов): 13 января 1847 года указом Св. Синода с Винницкой архиерейской кафедры он переводится в Саратов. Помимо четырех европейских языков и обязательных греческого и латыни, епископ Афанасий в совершенстве знал египетский, ассирийский, санскрит и древнееврейский языки. Удаленный из Петербурга, Афанасий прибыл в Саратов навсегда огорченным замкнутым человеком. При Афанасии Св. Синод нашел необходимым образовать викариатство. Викарию Саратовской епархии было указано именоваться епископом Вольским и местопребывание иметь в этом городе. Первым викарием стал епископ Антоний (Шокотов), хиротония которого состоялась 2 сентября 1850 г в Санкт-Петербурге. В 1856 году архиепископ Афанасий был приведен из Саратова в Астрахань. 6 апреля 1870 года архиепископ Афанасий увольняется на покой [2,91].
В 1856 году Афанасия (Дроздова) сменил Иоанникий (Горский), переведенный из Старой Руссы. Забота Преосвященного Иоанникия о духовном просвещении распространялась не только на православную паству, но и на старообрядцев. В 1857 году епископ благословил открыть приходское училище для единоверцев.
С 1864 года по 1873 год правящим архиереем был еще один бывший ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Иоанникий (Руднев). При нем в Саратове открылась в 1869 году Женское Епархиальное училище. Преосвященный Иоанникий начал издавать первый духовный журнал «Саратовские епархиальные ведомости». Первый номер вышел в 1865г. О таком журнале мечтал еще епископ Иаков (Вечерков), но Синод нашел тогда это мероприятие преждевременным [2,94].
С 1873 по 1882 год епархией управлял Преосвященный Тихон (Покровский), магистр Санкт-Петербургской Духовной Академии. Обладая всеми качествами администратора и архипастыря, он был в то же время светским человеком, которого любили и общество и власть. Владыка был замечательным проповедником, неутомимо посещал не только города, но и села своей епархии.
С 1882 года Саратовской епархией управлял епископ Павел (Вильчинский). Как и преосвященный Иаков (Вечерков), епископ был в полном смысле слова монахом-аскетом. В Саратове его считали прозорливым. В 1889 году епископ Павел был переведен на Астраханскую кафедру.
С 1889 по 1893 год правящим архиереем был епископ Авраамий (Летницкий), умерший в Саратове. До Саратова он четыре года был епископом Тобольским и Сибирским. В Сибири он не только был знаком, но и исповедовал знаменитого старца Федора Кузьмича, в котором подозревали отказавшегося от престола Императора Александра I. Владыка Авраамий свято хранил тайну исповеди и загадку сибирского старца не раскрыл никому [2,95].
Во время пребывания на Саратовской кафедре (1893-1899) епископа Николая (Налимова) Саратов посетил о.Иоанн Кронштадский. В 1898 было вновь учреждено Вольское викариатство. Первым, после возобновления, Вольским епископом стал Никон (Софийский).
После назначения епископа Николая на Выборгскую кафедру, Саратовской епархией с 1899 по 1903 год управлял епископ Иоанн (Кратиров), магистр Московской Духовной Академии. В течение 10 лет он был редактором одного из лучших в России журналов богословско-философского направления «Вера и Разум». 13 июня 1900 года Преосвященный Иоанн утвердил решение Саратовского епархиального съезда об открытии второго Епархиального женского училища в Вольске.
С 1903 по 1912 год Саратовским архиереем был священномученик Гермоген (Долганов). В 1901 году была совершена хиротония архимандрита Гермогена в епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а с 1903 года он становится правящим архиереем. В предреволюционные годы владыка Гермоген, пользовавшийся большим авторитетом в Саратове, неустанно защищал духовные ценности русского народа, обличал безверие, нигилизм, говорил о несостоятельности социалистической идеологии. Известна дружба, которая связывала Саратовского архипастыря с о.Иоанном Кронштадтским. Владыка Гермоген обладал даром глубокой прозорливости и предвидел будущее оскудение благочестия в народе. В 1912 году владыка Гермоген был уволен на покой. В 1917 году он получил назначение на Тобольскую кафедру и оказался в городе, где находилась в заключении семья последнего Российского императора. В 1918 году епископ Гермоген был арестован ЧК и после долгих издевательств утоплен вместе с другими священнослужителями [2,96].
После увольнения Гермогена правящим архиереем стал Алексий (Дородницын), бывший до этого епископом Чистопольским, викарием Казанской епархии и ректором Казанской Духовной Академии. Епископ Алексий в Саратове, как и в Казани, был нетерпим ко всякой ереси и малейшему отклонению от Православия. 22 августа 1913 года Саратовская консистория разослала по благочиниям епархии указ, в котором говорилось: «… Вменяется в обязанность окружным миссионерам и приходским священникам бдительно следить за проживающими в пределах округа «имяславцами» и всячески стараться путем бесед рассеять их заблуждения». При Алексии (Дородницыне) в 1912 году было учреждено второе Петровское викариатство Саратовской епархии [2,97].
Последним Саратовским архиереем в дореволюционный период был назначенный в 1914г епископ Палладий (Добронравов), бывший Вольский викарий, который управлял епархией до августа 1917 года. Чиновник Ф.И.Виноградов, ревизовавший в апреле 1917 года Саратовскую епархию, в докладе Синоду охарактеризовал еп. Палладия как ревностного и деятельного архиерея, заботившегося о своих подчиненных. Действительно, в течение трех лет пребывания на Саратовской кафедре он десять раз совершал объезды епархии. Всюду, где бывал Палладий, он совершал богослужения и вел беседы с духовенством и народом. Вместе с тем в вину Палладию ставили его излишнюю доверчивость и поспешность рукоположений. Летом 1916 года ошибки епископа Палладия открыто обсуждались на епархиальном съезде, проходившем в обстановке несвойственного для Церкви анархического разгула. Недовольное архиереем духовенство обвинило своего епископа в дружбе с Распутиным и, в нарушение всех канонов, потребовало его добровольного ухода с Саратовской кафедры [2,98].
С 25 августа 1917 по 27 октября 1927 года правящим архиереем был «демократически» избран Вольский викарий Досифей (Протопопов).
С 27 октября 1927 по 15 июня 1928 года епархией управлял Фаддей (Успенский), архиепископ Саратовский и Петровский.
С 15 июня 1928 по 11 августа 1933 года кафедру возглавлял Серафим (Александров), митрополит Саратовский и Петровский. Во время его правления был взорван кафедральный Александро-Невский собор, разрушено множество храмов по всей епархии [5,44].
С 12 августа 1933 по 30 сентября 1935 года — Афанасий (Малинин), архиепископ Саратовский и Петровский.
С 30 сентября 1935 по 23 сентября 1936 года епархией управлял архиепископ Серафим (Силичев). По данным на 1936 год, из 53 районов Саратовского края в 34 районах не было действующих церквей. Оставшиеся храмы занимались властью под хранение колхозного хлеба — по Саратовскому краю свыше 500 церквей [5,44].
С 23 сентября 1936 до 1937 года — Преосвященный Вениамин (Иванов). К концу 30-х годов в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках[5,44].
С марта по август 1942 года — Андрей (Комаров), архиепископ Саратовский и Петровский.
С 14 октября 1942 по 15 мая 1944 года — Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский и Сталинградский. Во второй половине 1942 в Саратове передается в аренду, а в 1947г окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ «Спаса Нерукотворного», возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии [5,75].
С 16 мая 1944 по 13 января 1947 года — Паисий (Образцов), епископ Саратовский и Сталинградский.
С 13 января 1947 по 4 марта 1949 года — Борис (Вик), епископ Саратовский и Вольский. Его стараниями в 1947 году была вновь открыта Саратовская семинария, к сожалению, закрытая во время хрущевских гонений в 1961 году.
С 4 марта 1949 по 12 декабря 1952 года — Филипп (Ставицкий), архиепископ Саратовский и Вольский.
С 28 января 1953 по 31 июля 1954 года — Гурий (Егоров), архиепископ Саратовский и Сталинградский.
С 4 февраля по 2 августа 1955 года — Вениамин (Милов), епископ Саратовский и Балашовский.
С 28 декабря 1955 по 20 февраля 1958 года — Вениамин (Федченков), митрополит Саратовский и Балашовский.
С 20 февраля 1958 по 29 мая 1963 года — Палладий (Шестенинников), архиепископ Саратовский и Волгоградский. В 1961 году государство начинает активную борьбу с Церковью — с началом хрущевской антирелигиозной кампании Саратовская Духовная семинария была закрыта.
С 29 мая 1963 по 22 декабря 1964 года — Варфоломей (Гондоровский), архиепископ Саратовский и Волгоградский. К середине 1964 года в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы.
С 10 февраля 1965 по 10 декабря 1993 года — Пимен (Хмелевский), архиепископ Саратовский и Волгоградский [1,189]. Благодаря его усилиям возобновила свою деятельность Саратовская Духовная семинария, существующая и по сей день. В последние годы служения архиепископа Пимена Саратовская епархия значительно расширилась — было открыто 70 храмов. Всвязи с этим епархию разделили на две, и с 1990 года архиереи стали именоваться «Саратовскими и Вольскими». С 1991 года был возобновлен выход журнала «Саратовские епархиальные ведомости». В 1992 г была отстроена и освящена первая в России часовня Блаженной Ксении в Саратовской исправительно-трудовой колонии №33. В этом же году был возвращен Свято-Алексиевский женский монастырь. С декабря 1992 года стала выходить газета «Православная Вера». Стало возможным чтение лекций о Православии на радио и по телевидению. 21-22 июня 1993 года в Саратовской епархии побывал с официальным визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [5,76].
С 29 марта по 19 ноября 1994 года — Нектарий (Коробов), епископ Саратовский и Вольский.
С 18 июля 1995 по 7 января 2003 года — Александр (Тимофеев), архиепископ Саратовский и Вольский.
С 19 августа 2003 года по 25 августа 2020 года — Лонгин (Корчагин), митрополит Саратовский и Вольский.
С 25 августа 2020 года и по настоящее время — Игнатий (Депутатов), митрополит Саратовский и Вольский.
Литература:
1. Валеев В. Из истории Саратовских церквей. Саратов: «Приволжское книжное изд-во», 1990, — 208с.
2. Воробьев М., прот. Православное краеведение. Очерки истории Саратовского края. — М.: «Линия График», 2002, — 196с.
3. Ланчиков Б., прот. История Саратовской епархии. Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999, — 202с.
4. Новиков А.П., Барзилов С. И. Святители Земли русской: Биографические очерки саратовских архиереев. — Саратов: «Соотечественник», 2000, -367с.
5. Яковлев А.А., Теплов В.В., Плякин М.Е. Саратовские подвижники. Саратов: «Летопись», 2000, — 192с.
Информационно-аналитический интернет-портал Саратовской епархии «Православное Поволжье»
https://eparhia-saratov.ru/Categories/istoriya-eparhii
АРХИЕРЕИ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ — на портале портал Саратовской епархии «Православное Поволжье» : ГЛАВНАЯ — ЕПАРХИЯ —ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ — АРХИЕРЕИ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ ( https://eparhia-saratov.ru/Categories/arhierei-saratovskoj-eparhii/6 )
Информационно-аналитический интернет-портал Саратовской епархии «Православное Поволжье»
(13)