Анисовка станция

Анисовка – станция и посёлок в Энгельсском районе.                                                                                                 География
Посёлок расположен на западе района в 16 километрах от Саратова и 10 километрах от Энгельса. Координаты: +51°24’34», +46°4’29» .На западе Анисовка граничит с посёлком Приволжский, на севере – с посёлком Анисовский, с юга и востока станция окружена сельскохозяйственными полями. Узловая железнодорожная станция Анисовка функционирует в статусе внеклассной сортировочной и связывает три направления: на Саратов, на Урбах и на Покровск.

Мемориал ВОВ

Мемориал ВОВ ст.Анисовка

Паровоз-памятник ст.Анисовка

История
Станция (разъезд) Анисовка Рязано-Уральской железной дороги была основана в 1894 году1. Названа она была по лежащей в четырёх верстах к западу деревне Анисовке (Аниськов хутор). Какого-либо коммерческого значения станция не имела, количество отправлявшихся с неё грузов и пассажиров было ничтожным. При этом станция выполняла важную техническую роль, формируя поезда, шедшие к паромной переправе через Волгу2. Пристанционный посёлок входил в Покровскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии, в 1910 году он насчитывал четыре двора с 15 мужчинами и 5 женщинами3.

Водонапорная башня ст.Анисовка

Водонапорная башня ст.Анисовка

При Советской власти посёлок и станция вошли в Покровский кантон АССР Немцев Поволжья. В 1926 году в Анисовке в 59 домохозяйствах проживали 75 мужчин и 65 женщин (все русские)4. Открытие в 1935 году железнодорожного моста через Волгу дало толчок к развитию станции и увеличению численности населения посёлка1. Существовавшая с конца 1920-х годов анисовская начальная школа, размещавшаяся сначала в бараке у вокзала, а затем в нынешнем здании ЛОМ, в 1937 году стала семилетней и переехала в новое, специально построенное здание (ныне 61-й детсад)5. В годы Великой Отечественной войны через Анисовку проходило большое количество грузов для нужд фронта, работы велись в режиме светомаскировки при постоянной угрозе бомбёжек. Станция на тот момент функционировала как участковая (линейное предприятие Покровского отделения) и обеспечивала связь южных районов Урала и Сибири с северными территориями России. В 1953 году после ввода в эксплуатацию сортировочной горки Анисовка получила статус хозрасчётной станции с самостоятельным бухгалтерским балансом1. В 1957 году школа была преобразована в среднюю, а в 1960 году для неё построили новое трёхэтажное здание со спортивным и актовым залами, 14 классами и медицинским кабинетом. Количество учащихся в тот период достигало тысячи человек, включая детей из посёлков совхозов «Анисовский» и «Новый»5. На станции в 1960–1961 годах ввели в эксплуатацию сортировочную платформу для крытых вагонов и площадку для сортировки контейнеров и тяжеловесных грузов. В 1964 годубыл образован Анисовский железнодорожный узел, из Красного Кута на станцию перевели дистанцию сигнализации и связи, а из Покровска – дистанцию пути. Через год Анисовка перешла на новую технологию работы с расформированием составов только с горки, что позволило увеличить перерабатывающую способность. В 1972 году начал работу предгорочный парк на 12 путей, число сортировочных путей увеличилось до 24. К посёлку в 1970-х годах проложили первую асфальтированную дорогу, связавшую его с Энгельсом. В 1980 году была сдана в эксплуатацию новая сортировочная горка с механизацией первой и второй тормозных позиций. В 1984 году была построена и запущена пневмопочта по пересылке документов1. В 1985 году на средства, выделенные Управлением Приволжской железной дороги, была возведена двухэтажная пристройка к школе, располагающая большим спортзалом, мастерскими, столовой и пищеблоком. Разместились в ней начальные классы5. В 1986 году все стрелочные переводы станции были оборудованы электрической централизацией, в 1987 году был построен новый административный корпус.

Сегодня станция Анисовка является внеклассной станцией, обеспечивающей пропуск транзитных грузов и пассажирского вагонопотока, переработку грузовых поездов на сортировочной горке, погрузку и выгрузку грузов для предприятий Энгельса. Как и прежде, Анисовка выполняет роль полигона для испытаний новых технологий и техники. Станция располагает четырьмя парками: тремя приёмо-отправочными и сортировочным. Для грузовых работ имеются контейнерная площадка с фронтом работ 50 вагонов, тяжеловесная площадка с фронтом работ 26 вагонов. На территории расположены эксплуатационное локомотивное депо ТЧэ-9, эксплуатационное вагонное депо ВЧДэ-14, Анисовская дистанция пути ПЧ-18,дистанция электроснабжения ЭЧ-4, моторовагонное депо ТЧм-14, две пассажирские платформы1. В здании вокзала работает музей станции. В пристанционном посёлке работают почта и сбербанк, поликлиника, магазины, средняя общеобразовательная школа №42, два детских сада, столовая. Застроен посёлок как частными, так и многоэтажными домами. Половину населения Анисовки сегодня составляют пенсионеры-железнодорожники, 20% – дети и молодёжь, 30% – трудоспособное население5

1965г. станция Анисовка Энгельсский район Саратовская обл

Киножурнал Нижнее Поволжье №26, 1965г

Семилетняя школа, впоследствии амбулатория ст.Анисовка

Семилетняя школа, впоследствии амбулатория ст.Анисовка

 

Пост электрической централизациист.Анисовка

Пост электрической централизации ст.Анисовка

Достопримечательности

Главными архитектурными достопримечательностями Анисовки являются старые здания вокзала  и водонапорной башни . Первое после масштабного ремонта в начале XXI века утратило свой исторический облик, башня же отлично сохранилась и являет собой прекрасный образец типовой железнодорожной застройки рубежа XIX и XX веков.

Памятник "Слава воинам-железнодорожникам" ст.Анисовка

Памятник «Слава воинам-железнодорожникам» ст.Анисовка

Рядом с вокзалом в память о приволжских железнодорожниках, погибших в годы Великой Отечественной войны, 4 ноября 1987 года был установлен паровоз ЭХ №13-286 . К 70-летию Победы 30 мая2015 года в торжественной обстановке у подножия паровоза была открыта мемориальная плита с именами ветеранов Великой Отечественной войны, работавших на предприятиях железнодорожного узла и проживавших на станции Анисовка (всего 237 человек). В мероприятии приняли участие представители администрации Энгельсского района, комитета общественных связей и национальной политики области, Приволжской железной дороги, совета ветеранов, профсоюзных объединений и поисковых отрядов, а также анисовские ветераны войны и труженики тыла5.

Другой мемориал Великой Отечественной войны расположен у анисовской школы . Его открытие состоялось в мае 1985 года6, на плитах увековечены имена 22 погибших выпускников школы. Установлен памятник силами учащихся5.
Также в 2002 году по инициативе руководства дистанции пути на территории ПЧ-18 был установлен памятный знак «Слава воинам-железнодорожникам» , выполненный в виде массивного валуна с памятной надписью6.

И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 31.10.2015)

Использование статей энциклопедии разрешено при условии наличия ссылки на первоисточник.
saratovregion@rambler.ru
(c) Большая Саратовская Энциклопедия, 2010–2017.      Источник                                                                                                                   
Анисовка — крупная узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги, сортировочная станция сетевого значения.Как и все станции линии Покровская Слобода — Уральск Рязано-Уральской железной дороги, станция Анисовка строилась с шириной колеи 1000 мм, и лишь в 1910-е годы была перестроена на стандартную колею — 1520 мм. Во время строительства станция не имела коммерческого значения и служила лишь для передачи вагонов, поступающих с паромной переправы РУЖД на станцию Покровская Слобода (ныне станция Покровск)[2].Станция Анисовка открыта для всех видов грузовых операций.На станции четыре парка, механизированная сортировочная горка.На станции расположены: крупное моторвагонное депо Анисовка (в парке электропоезда ЭР9Т, ЭД9Т, ЭД9М, ЭД9Э), локомотивное депо Анисовка (в парке электровозы ВЛ80С и ВЛ80Т), Анисовская дистанция пути и другие предприятия железнодорожного транспорта.Конечная платформа пригородных электричек в Уральском направлении(ост. пункт «Электродепо»).Ближайшие станции: направление на Саратов — Нефтяная (ранее ближайшей являлась станция Сазанка, но сейчас она является парком станции Нефтяная), направление на Ершов — Безымянная. На перегоне Анисовка — Нефтяная расположен Саратовский железнодорожный мост через Волгу. К станции примыкает тупиковая ветвь на станцию Покровск (г. Энгельс).Станция входит в Саратовский железнодорожный узел.

История

Станция Анисовка основана в 1894 году. Более чем за 100 лет своего существования прошла долгий путь развития от степного разъезда до внеклассной станции, способной обеспечить в полном объёме пропуск транзитного вагонопотока грузового и пассажирского, переработку грузовых поездов на сортировочной горке, погрузку и выгрузку грузов для предприятий города Энгельса. Станция расположена на одном из важнейших направлений, соединяющих Среднюю Азию, Урал, Восточную Сибирь с центром России. Первые 60 лет станции функционировала как участковая и обеспечивала связи южных районов, Урала и Сибири с северными территориями России. Отсутствие моста через Волгу сдерживало пропускную способность прилегающих участков Уральского и Астраханских направлений. Саратовский железнодорожный мост через Волгу был построен в мае 1935 года. Это резко изменило весь характер работы Рязано-Уральской железной дороги, в том числе и станции Анисовка. Мост усилил грузонапряжённость и пропускную способность станции. В годы Великой Отечественной войны перед станцией встали ответственные задачи по перевозке большого количества эвакогрузов и нужд фронта. Её коллектив с поставленными задачами справился полностью. В нечеловеческих, тяжелейших условиях фронтовой зоны, когда в 1943 году вражеские самолёты рвались в железнодорожному мосту, и работать приходилось, соблюдая полную светомаскировку стрелок и сигналов, стрелочники и составительские бригады обеспечивали безопасный пропуск поездов. До 1953 года станция Анисовка входила в состав Покровского отделения как линейное предприятие. С вводом в эксплуатацию сортировочной горки станция в 1953 году приобрела статус хозрасчётной с самостоятельным бухгалтерским балансом. В 1957 году за исключительно короткий срок стрелки приёмоотправочного парка были оборудованы маршрутно-релейной централизацией. Долгое время станция работала в жёсткой специализации путей приёмоотправочного парка по чётному и нечётному у вагонопотоку, так как роспуск производился с горки и скоростного уклона. В 1965 году станция перешла на новую технологию работыс расформированием составов только с горки, что позволило значительно увеличить её перерабатывающую способность и повысить качество работы. В начале 60-х годов станция получает большой объём грузовой работы. В 1960-61 годах вводится в эксплуатацию сортировочная платформа для крытых вагонов, площадка для сортировки контейнеров и тяжеловесных грузов. 1964 году в штат станции Анисовка передаётся штат кондукторского резерва. В это же время образуется Анисовский железнодорожный узел. В 1965 году на станцию переводится из Красного Кута дистанции сигнализации и связи, а из Покровска дистанции пути в 1966 году. Конец 60-х годов характеризуется дальнейшем совершенствованием технологии работы, внедрением передовых опытов станции сети дорог. На станции организуется списывание прибывающих поездов по диктофону, аналогично проверяют отправляющиеся поезда. В 1972 году вводится в эксплуатацию предгорочный парк на 6 путей, с дальнейшим увеличением их до 12, удлиняют все существующие пути парков приёмоотправочных и сортировочного. В 1980 году сдается в эксплуатацию новая сортировочная горка с механизацией первой и второй тормозных позиций. Станция оснащается АСУСС На базе вычислительные машины СМ-2. В 1984 году была построена и задействовано пневмопочта по пересылки документов. В 1986 году все стрелочные переводы на станции были оборудованы электрической централизации. Станцию Анисовка в своё время возглавляли такие инициативные деятельные начальники как Писарев Геннадий Яковлевич, Лихачёв Михаил Петрович, Беднов Василий Николаевич. В настоящее время станции анисовка является структурные единицы саратовского отделения филиала федерального государственного унитарного предприятия Приволжская железная дорога. До 1965 года на станции имелся льдопункт с ручной выколкой льда для экипировки вагон-ледников льдосоляной смесью. Во все времена станция Анисовка была и в настоящее время остаётся своеобразным полигоном, на котором испытывается новая техника и технологии, внедряемые на Приволжской железной дороги и на сети дорог РФ.         Источник   музей Ж/Д 

Паровоз 1-3-1 С.830 с поездом Анисовка-Покровск, 50-е г.г., XX-го

Паровоз 1-3-1 С.830 с поездом Анисовка-Покровск, 50-е г.г., XX века. источник:https://vk.com/wall-82214979_39412

                                                                

Александр Фролов  В дополнительных фото у памятника павшим в ВОВ выпускникам школы. Источник: https://ok.ru/profile/463685880416/album/456276335712/853011643488 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1975-1985 гг.

Источник: //goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7340552 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1973 году.

Источник: газета «Коммунист»Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1958 году.

Анисовка. Неполная средняя школа №42.Источник: //goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8691073 Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1950-1954 годами.

2 снимок. Источник: //goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8691073

Ст. Анисовка подменный пункт локомотивного депо, весна 1975 год. Источ.: Фото Александра Фролова.Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1975 году.

Станция Анисовка, сортировочная горка, фото сделано мною летом 1979 го

Станция Анисовка, сортировочная горка, фото сделано мною летом 1979 года.Источник: Фото Александра Фролова Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1979 году

Ст.Анисовка -сортировочная горка.Источник: https://ok.ru/group/53010749587588/album/53010756862084/939381259908 Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1960-1969 гг.

Ст.Анисовка-сортировочная горка фото 2

Ст.Анисовка.сортировочная горка фото3.

Ст.Анисовка.сортировочная горка фото 3.

Источник: https://ok.ru/group/53010749587588/album/53010756862084/939381282436 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1980 году

Анисовка. Строительство сортировочной горки.Источник: https://ok.ru/group/53010749587588/album/53010756862084/939381282436 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1980 году

 

Александр Фролов вид из окна школы 42 в марте 1972г. Комментарий к https://ok.ru/profile/463685880416/album/456276335712/853011643488 В дополнительных фото у памятника павшим в ВОВ выпускникам школы, 1970-71 гг.

Ветераны Приволжской железной дороги у паровоза, установленного на станции Анисовка в память о железнодорожниках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Источник: Книга Памяти Саратовской области. Том 17 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1987 году.

Ст. Анисовка. Пригородный поезд на Саратов.Источник: //www.odnoklassniki.ru/profile/528374951310/album/458739035022 Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1961 году.

Станция Анисовка. Пост электрической централизации.Источник: //saratovregion.ucoz.ru/region/engelsskiy/anisovka_st.htm Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1957 году.

Источник: личный архив Сергея Конищева Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1987 году.

фото 2

Источник: личный архив Сергея Конищева Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1987

Фото 3 Источник: личный архив Сергея Конищева Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1987 году?

Источник фото: oldsaratov.rutaxonomy/term/4002/all

Памятник «Слава воинам-железнодорожникам» ст.Анисовка.Ист.фото: tourister.ru›responses/id_34396

Мемориал ВОВ ст.Анисовка

Мемориал ВОВ ст.Анисовка.Ист.фото: tourister.ru›responses/id_34396

Водонапорная башня ст.Анисовка

Водонапорная башня ст.Анисовка Ист.фото: tourister.ru›responses/id_34396

                                                                                                                                        Храм Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», станция Анисовка, г. Покровск29 августа 2014 г. Покровской епархии было безвозмездно передано одноэтажное здание бывшей столовой на станции Анисовка г. Покровска (Энгельса). Такое решение принял начальник филиала ОАО «РЖД» «Приволжская железная дорога» А.В. Храпатый (читайте новости о храме на нашем сайте)

Станция Анисовка-сборник статей (читайте на нашем сайте)


(274)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели