«Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г.»
Архив Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805
Прибло кол человек 10 священников, 1 член церковного совета
Основные обвиняемые
протоиерей Завражин Николай Иванович
священник Белов Сергей Александрович
священник Витевский Василий Иванович
священник Мусаткин Карп Григорьевич
священник Херасков Михаил Иванович
Период следствия
Регион АССР Немцев Поволжья (Саратовская обл.), г.Покровск (Энгельс)
Период следст с ноября 1930г. до 31 августа 1931г.
Место закл след АССР Немцев Поволжья, г.Покровск, ИТД
Основное обвин «член к/р повстанческой церковной организации, ставившей целью свержение Соввласти и восстановление демократической рес
Год оконч следст 1931
Общее описаниеДела
По делу было арестовано 11 человек.
В их число входило 10 священников и один член церковного совета.
Из материалов дела:
«В ГПУ стали поступать сведения о том, что в Троицкой церкви г.Покровска
начиная с 1929г. происходят… нелегальные собрания…. Кроме священника
Троицкой церкви М.Хераскова на собраниях присутствует и духовенство из
других церквей… На собраниях велись обсуждения правительственных
мероприятий.
Одновременно поступают сведения о том, что в Вознесенской церкви
г.Покровска во время богослужения распространялось «святое письмо
Божией Матери», в котором говорилось, что «пойдет народ на народ и брат
на брата»…
Все вышеуказанное побудило ГПУ усилить наблюдение за деятельностью
православного духовенства г.Покровска, при котором обнаруживается, что
в квартире попа Вознесенской церкви Карпа Мусаткина происходят сборища
духовенства не только г.Покровска, но и близ расположенных сел.
Из Покровского духовенства на собраниях у Мусаткина собирались
М.И.Херасков, Н.И.Завражин, Ф.Д.Волковский, А.А.Попов, В.И.Сурков,
С.А.Белов, В.И.Витевский,
из сел же Квасниковки — А.Ф.Антонов, из с.Анисовки — Т.В.Углов, из
с.Калуги — А.Георгиевский…
Кроме духовенства, в сборищах у Мусаткина принимали участие и члены церковных
советов, близко стоящие к духовенству…
Кроме того, установлено, что некоторые священники имели тесные взаимоотношения
с митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым), регулярно посещая
его, якобы по делам службы…
Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала
к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая
духовенством и создавшая по всей почти территории республики
многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах.
В г.Покровске — возглавляемая попом М.Херасковым, членом Епархиального
Совета, попом К.Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя
ячейки из окружающих сел: в Анисовке (Покровский кантон) — возглавляемая
попом Т.В.Угловым, в Квасниковке — попом А.Антоновым, в с.Калуге
(Федоровский кантон) — попом Георгиевским, в с.Ваулино — попом Шаровым,
в с.Мордовое — попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат — — попом Омировым,
в с.Салтове — попом Бондаренко, в с.Красный Кут — попом Годиновым,
в с.Ахмат — попом Батаевым…
Возникновение организации духовенства относится к 1919г. с момента приезда
в г.Покровск епископа Тихона (Оболенского)…
С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую
целью борьбу с мероприятиями Соввласти…».
Из показаний свидетелей и обвиняемых на допросе:
«…С прибытием Тихона жизнь духовенства всколыхнулась. Епископ часто
служил в бывшей Троицкой церкви, приглашая на службу с собой священников
других церквей.
Приглашая к себе на квартиру некоторых попов, через беседы с ними узнавал
все, что ему было нужно…
Выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми проводниками мыслей
Тихона…».
«Епископ Тихон, как тонкий политик по идеологии, вызывал к себе и обрабатывал
Аксенова, Белова, Волковского, Суркова, Дроздова и, как впоследствии
выяснилось, Тихон говорил… об одном и том же: что при Советской власти
необходимо духовенству теснее сплотиться на защиту Церкви, что Соввласть
враждебна религии…
После молебнов, в положенные дни, на каковых должно участвовать все
духовенство, епископ задерживал священников в алтаре и беседовал на ту же тему…».
Кроме перечисленной к/р работы среди духовенства, епископ Тихон вел идеологическую
обработку и верующих, путем организации из числа мирян кружка
«Ревнителей Церкви», устройства собраний с общим пением, торжественных
крестных ходов и т.д., подготавливая и выявляя этим в среде верующих себе
сторонников и восстанавливая их против Соввласти.
Целью кружка «Ревнителей Церкви» было проводить в жизнь тайные мероприятия
во благо Церкви… На собраниях кружка Тихон подготавливал участников к
мысли о том, что Советская власть — временная, что нужно прилагать
старания к тому, чтобы народ не особенно доверялся ей и не дорожил ею.
Квартира епископа Тихона сделалась местом обсуждения всех сторон не
только церковной жизни, но и гражданской.
Точно такими же способами выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми
проводниками мыслей Тихона.
Приближенными Тихона были священники Полянцев, Белов, Солнцев, Андреев,
Игошкин и Александр (секретарь Тихона)…
Развитию… к/р деятельности … был нанесен удар, когда идеолог и
руководитель епископ Тихон в 1922г. из г.Покровска был сослан в Москву…».
На последующем этапе вследствии выселения епископа Тихона из г.Покровска
в деятельности организации наступает затишье…
Изъятие церковных ценностей, хотя духовенство было против него, прошло
спокойно…
После того… руководителем стал священник Дамаскин…
В 1921–1922гг. сборища организации проходили у него на квартире.
Дамаскин умер, и в качестве руководителя организации всплыла фигура
священника Аристарха Полянцева, который, несмотря на прибытие в 1925г.
епископа Павла (Флеринского),… остался до своей смерти руководителем
организации…
… Полянцев являлся горячим сторонником митрополита Петра Крутицкого.
Организация стала распространять листовки и письма к/р характера.
За одно из таких писем, присланное архиепископом Николаем из Америки
епископу Тихону священник Полянцев и священник Завражин
были осуждены Коллегией ОГПУ и высланы».
Из показаний С.Белова:
«Духовенство, как Мусаткин, Сурков и другие, за редким исключением,
разделяли ту точку зрения, что если бы Петр Крутицкий был у руля
Правления Церкви, то Церковь была бы в надежных руках…
В последнее время, когда митрополит Сергий и Серафим опубликовали свое
интервью о том, что в СССР нет гонений на религию, у нас в Покровске
поговаривали об объявления им бойкота. Почин этому сделали Мусаткин и Сурков».
Из материалов дела:
«В последний период руководящую роль в организации занимал митрополит
Серафим (Александров).
В 1928г. в связи с … коллективизацией, используя недовольство населения и
группируя около церковных советов к/р элемент, организация вновь начинает
активнейшую деятельность под руководством митрополита Саратовского Серафима
(Александрова), который с указанного времени и становится ее руководителем и
идеологом. Вызывая к себе отдельных священников, он обрабатывал их, давал им
указания в отношении мероприятий к/р характера…
Для конспирации к/р работы митрополит Серафим разослал обращение к
духовенству с запрещением ведения агитации против колхозного строительства…
К моменту вскрытия к/р организации она имела ряд к/р ячеек в селах,
руководителями которых которых было духовенство…
Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки:
В с.Ваулино — во главе с попом Шаровым, в с.Ахмат — попом Омировым,
в с.Мордовое — с попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат Краснокутского
кантона — во главе с попом Батаевым, в Красном Куте — с попом Годиновым,
в с.Логиновке — с попом Бондаренко, в с.Романовке и с.Калуге Федоровского
кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный
попом Антоновым…
Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г.Покровске, Квасниковке и
Анисовке… В Покровске — руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов.
В Анисовке — Углов и в Квасниковке — Антонов.
Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации,
ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем
вооруженного восстания и восстановление демократической республики.
Из показаний С.Белова:
«…Связь с митрополитом Серафимом от нашей Покровской к/р организации
поддерживали священники Херасков и Знаменский. Со стороны остального
духовенства с митрополитом связь была случайна и редка (по вызову).
Главными руководителями в нашей к/р организации были Херасков, Знаменский
и Мусаткин.
Местом собраний была квартира умершего священника Аристарха Полянцева.
Собирались и у других священников, как например, у Мусаткина.
Кроме того, собирались и в церкви, но по своим приходам вместе с мирянами.
Такое нелегальное сборище было и у священника Хераскова.
Организация действовала в широких размерах и в Покровске была сосредоточена
главным образом при приходских церквах — Крестовоздвиженской, Покровской,
Троицкой и Вознесенской кладбищенской».
Из материалов дела:
«…Главными организаторами к/р работы были: священник Крестовоздвиженской
церкви С.А.Белов и члены исполнительного органа при храме…
Здесь же участвовал и священник Кладбищенского храма А.Попов.
Сюда же примкнул и священник Троицкого храма Херасков с членом исполнительного
органа Василием Чертороевым.
Все руководящие указания получали от священника Сергия Белова, который
ездил в Саратов к митрополиту Серафиму с целью получения от него указаний,
как противодействовать распоряжениям нашего правительства…
Организация, задавшись целью свержения Соввласти, проводила нелегальные
собрания, обсуждая на них формы и методы борьбы с Соввластью и проводимыми
ею мероприятиями. Организация привлекала на свои нелегальные собрания не
только духовенство, но и верующее население, главным образом, приближенным
к церкви из числа членов церковных советов…
Одним из характерных сборищ являются сборища в Троицкой церкви.
Проводя собрания с верующими, духовенство также устраивало свои совещания в
квартирах священников Мусаткина, Полянцева, и у Хераскова, где обсуждались
не только вопросы церковного порядка, но и вопросы текущей политики.
Обрабатывая на нелегальных собраниях верующих, внедряли в их сознание мысль,
что коллективизация есть враг религии, и с наступлением стопроцентной
коллективизации наступит крах религии, а потому в колхоз входить не надо,
скоро будет война, и колхозы развалятся…
Как ранее ликвидированные, так и вскрытые в настоящее время к/р ячейки
организации духовенства ставили перед собой общие задачи как в политическом,
так и в экономическом отношении, т.е. свержение Соввласти путем вооруженного
восстания и восстановление демократической республики.
Подготавливая и обрабатывая верующих, организация внедряла им мысль о
скорой интервенции, при которой восстание внутри страны поможет свергнуть
Соввласть».
27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено,
и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный
приговор по ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были
приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) — к 5 годам концлагерей,
и двое (священники Ф.Д.Волковский и Т.В.Углов) — к 5 годам высылки в Северный
край.
Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989г. прокуратурой
Саратовской обл.
Список пострадавших:
Углов Тихон Васильевич
Херасков Михаил Иванович
Священномученик священник Василий Витевский
Волковский Федор Дмитриевич
Завражин Николай Иванович
Попов Александр Алексеевич #2
Сурков Владимир Иванович
Мусаткин Карп Григорьевич
Чертороев Василий Андреевич
Белов Сергей Александрович
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ //martyrs.pstbi.ru/ |
Обвинительное заключение по деу № 267 (ссылка)
(35)