Самуилов Константин Сергеевич

Самуилов Константин Сергеевич

 

Самуилов Константин Сергеевич
Фамилия Самуилов
Год рождения .
Родился в семье потомственного священника о.Сергия Самуилова и его жены
Евгении Викторовны, также происходившей из духовного сословия
Родство
1
отец священника
Самуилов Сергей Евгеньевич
2
сестра священника
Самуилова Софья Сергеевна
3
сестра священника
Самуилова Наталья Сергеевна
Фотографии[1]
Священник Константин Самуилов с сестрами: Софией (слева) и Наталией, 1936г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1908-1928гг.] [1929-1930гг.] [январь 1931г.] [с 07.01.1931г. по конец 1930-х гг.] [1940-е годы]
Места проживания
Саратовская о., с.Острая Лука
Год начала 1908
День начала 3
Месяц начала 10
Год окончания 1926
Вырос в семье священника о.Сергия Самуилова. Мать его, Евгения Викторовна,
происходила из священнического рода.
В семье о.Сергия большое внимание уделяли духовному и нравственному
воспитанию детей, а также их интеллектуальному и физическому развитию.
Костя рос слабым физически, болезненным ребенком. Поздно научился ходить.
В раннем детстве он перенес рахит, и с тех пор у
него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять
ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело.
Ввиду того, что Костя отставал от своих сверстников в физическом
развитиии, а также и по склонности, он жил почти исключительно умственными
интересами. Костя рано научился читать, читал много.
С детства Костя прислуживал в алтаре, помогал отцу, присматривался к порядку
службы, знал все подробности богослужения.
В феврале 1920г. мать его Евгения Викторовна умерла.
В 1923г. Константин и его младший брат Миша кончили начальную сельскую школу (с
запозданием, т.к. в голодный 1921г. занятий в школе не было). О.Сергий очень
переживал, что не имеет возможности послать их учиться дальше. Решили, что
учить мальчиков будет сам о.Сергий и старшая сестра Софья.
Физически сильный Михаил в умственном отношении не мог сравниться с Константином.
Высокий уровень общего развития Константина отражался и на его учении, особенно на его
сочинениях. У него рано проявился литературный талант.
В то время шла трудная борьба православия с обновленчеством. Константин внимательно
наблюдал за происходящим и уже тогда делал выводы. Много позже, когда он уже
стал священником, он дал такую характеристику обновленчеству: «Христианские
идеалы так высоки, что к ним трудно приблизиться. Обычно христианам ставят в
вину несоответствие из идеалов с жизнью. Все мы знаем, что их нужно сблизить,
но обновленчество не стремится поднимать жизнь до христианского идеала, а,
наоборот, снижает идеалы и приспосабливает их к жизни»
С 1925г. Константин вместе с отцом и сестрой Софьей прорабатывал апологетические
материалы. Они срочно потребовались, т.к. остро встала проблема борьбы с
насаждавшимся властью безбожием.
Осенью 1926г. Константин с братом Михаилом поехали учиться в школу-семилетку в
с.Спасское (с.Приволжье), отстоявшем от Острой Луки на 30 км, а от Пугачева —
на 120 км.
Саратовская о., г.Пугачев
Год начала 1926
Месяц начала 12
Год окончания 1930
В конце 1926г. отца Константина, протоиерея Сергия Самуилова, перевели служить
в Воскресенский («Новый») кафедральный собор г.Пугачева, и 4/17 декабря 1926г.
он забрал всю семью в Пугачев.
Константин с первых же дней службы о.Сергия в соборе, не пропускал ни одной
спевки, пел в церковном хоре, читал на клиросе, на практике знакомясь с уставом
и с гласовым пением. Констиантин занимался этим с большой готовностью, хотя у него

была слабая грудь, и петь ему было трудно.
В 1927г. Константин окончил в Спасском седьмой класс, а Миша — шестой.
В 8 классе увлекся философией. Книги доставал через учителей. Учителя
имели высшее образование, беседовали с Костей, который был способным учеником,
давали ему книги из своих личных библиотек.
Константин был хорошим рассказчиком, подмечал ускользающие от других интересные
или смешные детали и умел так передать их, что его всегда слушали с живейшим
интересом.
На святки 1928г. Константин, посоветовавшись с отцом, сам блестяще выступил в
диспуте на тему: «Был ли Христос?». Он не переписал свою речь из одного
источника, а использовал, по-своему комбинируя, многие материалы. Костя
советовался с отцом, но о.Сергий не подменял собой сына: план, подбор и
разработка материала полностью принадлежали Косте. Костю проводили
аплодисментами, каких еще ни разу никто из выступавших не удостаивался.
Экземпляры речей о.Сергия, Константина и других ораторов на диспутах верующие
передавали из рук в руки, в частности, о.Григорий Смирнов из с.Березовая Лука
успешно пользовался этими материалами.
За диспут о происхождении жизни Константина исключили из школы.
Служение
Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск), Воскресенский («Новый») кафедральный собор
Должность и.о. иподиакона, секретарь викария
Год начала 1929
В начале лета 1929г. должен был вернуться из Покровска в Пугачев епископ
Павел (Флоринский). Константина Самуилова назначили вторым иподиаконом и
секретарем при епископе Павле.
Константин хорошо изучил порядок службы. Иногда ему приходилось даже
подсказывать в критические моменты богослужения диакону Федору Медведеву.
Когда Владыка Павел ездил по делам в Саратов к митрополиту Серафиму, то
обычно, как секретаря и иподиакона, брал с собой Константина.
В 1930г. о.Сергия Самуилова арестовали. Он провел в тюрьме два месяца.
Константин, Софья и Наталья регулярно носили отцу передачи.
Кроме того, Константин носил три раза в день передачи с диетической едой
арестованному тогда же старику о.Василию Парадоксову, которого, правда, как
тяжело больного, долго держать в тюрьме не стали.
В начале осени 1930г. о.Сергия выпустили из тюрьмы. Если бы он уехал, то
избежал бы, возможно, нового ареста. Он обсудил этот вопрос с Константином и другими
детьми, чтобы они были полноправными участниками этого решения. Рассудили:
«Апостолы за штат не уходили и не уезжали», и о.Сергий остался служить в
соборе. 5/18 ноября 1930г. о.Сергия забрали снова, на этот раз, навсегда
Рукоположение
диакон
1931
День 4
Месяц 1
Место Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск), Воскресенский («Новый») кафедральный собор
Кто рукоположил епископ Павел (Флеринский)
В декабре 1930г. в «Новом» соборе не осталось ни одного священника. Никто
из немногих оставшихся на свободе городских и сельских священников не
решался занять ответственный и опасный пост соборного священника.
В это время в Пугачев приехал о.Петр Ившин, друг о.Николая Авдакова, с
которым они вместе были на Соловках. Его восприняли как Божий дар собору.
Владыка Павел хотел поставить его настоятелем собора. Но у о.Петра не
сохранилось никаких духовных документов. Надо было получить от заключенного
в тюрьме о.Николая подтверждение того, что о.Петр не уклонялся от
православия и не был запрещен в служении. Но свидания и передачи в этот момент
запретили. Епископ Павел решил, что та тяжелая пора, для которой он берег
Константина Самуилова, настала. В декабре 1930г. в сторожку к Владыке,
где был и Константин, явились представители церковно-приходского совета.
В присутствии епископа, с его предварительного одобрения, а вернее,
по его совету, они предложили Константину Самуилову занять место отца.
Кроме молодости — Константину Самуилову два месяца назад исполнилось
22 года — было еще два крупных препятствия для принятия ему сана:
слабое здоровье и то, что Константин не был женат.
После перенсенного в детстве рахита у него была узкая, впалая грудь,
острые плечи, одно повыше другого, чрезвычайная слабость во всем теле.
При переутомлении в ногах, а то и в руках, у него начинались
судорожные подергивания, и ему, если он шел, приходилось скорее садиться,
чтобы не упасть, а если писал, на время прекращать работу. Эти судороги
пугали больше всего: вдруг они начнутся во время литургиии, когда он будет
держать чашу со Святыми Дарами?
По совету Владыки Павла, Константин съездил в Саратов, посоветовался с
известным профессором. Профессор сказал, что для военной службы он никогда
не будет годен, что у него очень редкая и неизлечимая болезнь — прогрессирующая
атрофия мышц.
«Сейчас Вы сами ко мне пришли, — добавил он, — а через несколько лет Вас
принесут». Всегда сдержанный Константин не подал вида, как тяжело ему было
выслушать такой приговор. Рассказывая об этом Софье и Наталье,
Константин добавил свой комментарий: «Это болезнь, напоминающая Евангельских
расслабленных». Константин, несмотря на слабость и жестокое предсказание
профессора последовал совету Владыки — принять сан. Возложили надежду на чудо
«Божественной благодати, немощная врачующей».
Второе препятствие было в том, что Константин не хотел жениться, а если бы
и захотел, негде было бы найти подходящую невесту. Где было взять в то
страшное время матушек? Кроме того, он говорил: «Лучше мне не брать на себя
дополнительного бремени и не возлагать его еще и на другого человека».
Владыка Павел готов был ручаться за его твердость, за то, что он не
опорочит своего сана, но считал неудобным посвятить его безбрачным без

согласия митрополита Серафима. Митрополит ответил согласием. Он несколько
раз видел Константина, который, как секретарь Владыки Павла, сопровождал его
в Саратов. Еще лучше митрополит знал о.Сергия. Доверяя отцу, он счел
возможным поверить и сыну. Впрочем, дело окончательно решалось в Синоде. Но
через некоторое время в «Журнале Московской Патриархии» появилось
постановление Св.Синода, датированное концом 1930г., которым разрешалось
посвятить во священника целибатом, т.е. безбрачно, молодого человека, за
которого ручается Преосвященный
Служение
Саратовская о., г.Пугачев (бывший Николаевск)
диакон
Год начала 1931
День начала 4
Месяц начала 1
Год окончания 1931
День окончания 7
Месяц окончания 1
О.Константин прослужил диаконом только три дня. На Рождество он должен был
быть рукоположен во священника
Рукоположение
иерей
1931
День 7
Месяц 1
Место Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский («Новый») кафедральный собор
Кто рукоположил епископ Павел (Флеринский)
Ставленую грамоту о.Константину Владыка не успел выдать,
т.к. в тот же день после службы Владыку арестовали.
О.Константин Самуилов оказался без официальных документов.
Лишь через 8 с половиной лет спустя, летом 1939г., епископ Павел, будучи уже
на покое, дал о.Константину справку, в виде частной записки, в которой
подтвердил факт и дату его рукоположения.
Служение
Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский («Новый») кафедральный собор
свяшенник
Год начала 1931
День начала 7
Месяц начала 1
Год окончания 1934
День окончания 5
Месяц окончания 9
Позже было получено благословение митрополита Серафима на назначение о.Петра Ившина
настоятелем собора, и о.Константин стал служить с ним.
Предсказание Саратовского профессора о неизлечимости болезни о.Константина
не сбылось, и это, действительно, было чудо Божественной благодати. А врачи
только удивлялись. Примерно в 1940 г., уже другой профессор, сказал
ему: «По всем признакам, у Вас была прогрессирующая атрофия мышц, но она
никогда не проходит, а только прогрессирует. Теперь же ее у Вас нет».
«Значит, — сделал свой вывод профессор, лишь бы не признать чуда, — это была
не она»
Места проживания
Саратовская о., г.Пугачев, Граничная, 123
Год окончания 1934
Месяц окончания 9
Аресты
Саратовская о., г.Пугачев, Граничная, 123
Год ареста 1934
День ареста 5
Месяц ареста 9
Арестован Пугачевским РО НКВД вместе с со своими сестрами Софией и Натальей.
При обыске были изъяты его сочинения духовного характера, апологетические сочинения и т.д.
Осуждения
Особое Совещание при УНКВД СССР по Саратовской обл.
17 /03 /1935
Обвинение «создание в к/р группировки религиозного направления, распространение религиозных рукописей собственного сочинения, вос
Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР
Приговор 5 лет лишения свободы
Групповое дело «дело о.Николая Амасийского, о.Константина Самуилова и др., Саратовская о., г.Пугачев, 1934г.»
Из показаний о.Константина: «Привлекал детей школьного возраста для обучения их
Закону Божиему с улицы. Увидевши ребенка на улице, я заговаривал с ним о
необходимости познания Бога, предлагая ему посещать мою квартиру, если он
желает изучать Закон Божий… Около 10 человек детей занимались почти ежедневно.
Посещали меня дети в возрасте примерно 10–12 лет. Кто именно из детей посещал
мою квартиру, я назвать отказываюсь. Помогала мне в занятиях по Закону Божию
моя старшая сестра София под моим руководством…»
«В целях отвоевания молодежи из-под влияния безбожников, с мая по август 1934г.
я нелегально на своей квартире занимался обучением молодежи Закону Божиему.
Обучение проводил днем и вечером, почти каждый день, группами в среднем по 4
человека и максимум до 7 человек»
Места заключения
Саратов, Саратовский ФЗ ИТК
Год начала 1935
Коми АССР, пос.Чибью, Ухтпечлаг
Год начала 1935
Служение
Саратовская о., г.Пугачев, Воскресенский («Новый») кафедральный собор
священник
В 1940г. о.Константин был на свободе, служил в соборе
Реабилитация
Дата 10/10/1988
Кем реабилитирован Президиум Саратовского облсуда
По году репрессий 1935
Публикации
1. Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.1.:] Острая Лука (1908–1926). СПб: Сатисъ, 1996.
2. Самуилова С.С. Самуилова Н.С. Отцовский крест. [Кн.2.:] В городе (1926–1931). СПб: Сатисъ, 1996.
Документы
1. Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии
2. Архив УФСБ Саратовской обл. Д.22580.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ               http://martyrs.pstbi.ru/

Прот.Сергий Самуилов,епископ Павел(Флоренский),прот.Александр Моченев (настоятель),диакон Фёдор Тимофеевич Медведев(сидят слева на право).Регент-псаомщик Михаил Васильевич Емельянов, Константин Сергеевич Самуилов,псаломщик Виктор Васильевич Жуков(стоят слева на право)конец 1929-нач.1930г.

Семья Самуиловы 1928г источник: ,,Верою победиша…,,

Наталья Сергеевна Самуилова 1960-е

Наталья Сергеевна Самуилова 1960-е Источник: ,,Всенощная,,Натали Самуиловой

 Фотография

Самуилов Константин Сергеевич, священник

  • Дата рождения:3.10.1908
  • Место рождения:Самарская губ., Николаевский уезд, Березоволукская вол., с. Острая Лука
  • Дата смерти:не ранее 1940
  • Место смерти:Куйбышевская обл. Погребен на Старом городском кладбище г. Самары

Родственники

отец —  Самуилов Сергей Евгеньевич, протоиерей

    •  —

Мать-Самуилова (Кубарева) Евгения Викторовна (ум. в 1920)

    •  —

Сестра-Самуилова Софья Сергеевна (24.7.1905, с. Старая Лука, Николаевский уезд, Самарская губ. – не позднее 1991, г. Самара, похоронена на Старом городском кладбище г. Самары), обучалась в Самарском епархиальном женском училище (1918–1920); верная помощница отца в его церковных делах (на 1923). Арестована (1934) по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке церковников», распространению антисоветской литературы и обучению детей Закону Божию, осуждена (1935) на три года ссылки в Казахстан. Реабилитирована 10.10.1988. Вместе с сестрой Натальей написала книгу об отце. Погребена на Старом городском кладбище г. Самары

    •  —

Брат-Самуилов Михаил Сергеевич (род. в 1909), участник Великой Отечественной войны, рядовой. Призван в армию 25.8.1941 Сталинским райвоенкоматом г. Куйбышева, пропал без вести в нояб. этого же года

Сестра- Самуилова Екатерина Сергеевна (род. в нояб. 1917)

Образование

Дата поступления
Дата окончания
Учебное заведение
Комментарий
 
1923
начальная сельская школа в с. Острая Лука Самарской губ.
 
 
1927
школа-семилетка в с. Спасском Самарской губ.

Рукоположение, постриг, возведение в сан

4.1.1931
рукоположен во диакона епископом Пугачевским Павлом (Флеринским), викарием Уральской епархии
7.1.1931
рукоположен во священника епископом Пугачевским Павлом (Флеринским), викарием Уральской епархии

Места служения, должности

Дата начала
Дата окончания
Место служения, сан, должность
лето 1929
5.9.1934
Самарская и Ставропольская епархия, Нижневолжский край, г. Пугачев, Воскресенский (новый) кафедральный собор, священник (с 7.1.1931). С 1929 по 4.1.1931 исполнял обязанности 2-го иподиакона и секретаря при епископе Павле (Флеринском)
 
не ранее 1940
Куйбышевская и Сызранская епархия, Саратовская обл., г. Пугачев, Воскресенский (новый) кафедральный собор, священник

Преследования

5.9.1934
арестован Пугачевским РО НКВД; при обыске изъяты сочинения духовного характера
5.9.1934 – 17.3.1935
находился в заключении в Саратовском ФЗ ИТК
17.3.1935
осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 5 лет лишения свободы, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Обвинение: «создание к/р группировки религиозного направления, распространение религиозных рукописей собственного сочинения»
1935 – не позднее 1939
находился в заключении в Ухтинско-Печорском ИТЛ (Ухтпечлаге); работал санитаром в стационаре пос. Чибью Коми АССР
10.10.1988
реабилитирован постановлением президиума Саратовского областного суда, по году репрессии: 1935

Другие сведения

Третьего октября 1908 года в семье священника Сергия Самуилова родился мальчик. «Мать Евгения Викторовна беременность перенесла тяжело, и ребенок, по выражению акушерки, был «больно плохоньким», он мог не дожить даже до следующего утра. Отец Сергий решил тут же по крестить сына и дал ему имя Константин. Благодать таинства и заботы родителей помогли мальчику выжить…

Во время Гражданской войны скончалась супруга священника Евгения Викторовна. Забота о детях теперь целиком легла на отца Сергия. В 1923 году Константин и Михаил закончили начальную школу. У священника не было возможности отправить сыновей в другой город для продолжения учебы. И тогда он сам взял на себя роль учителя. Отец Сергий преподавал мальчикам богословие и математику, а старшая сестра Соня, к тому времени окончившая семилетку, — историю, географию и естествознание. Прихожане часто заставали пастыря с учебником алгебры в руках, с испачканными мелом рукавами. Вместо доски использовалась печь-голландка, выкрашенная черным лаком. По вечерам, в присутствии всей семьи, священник читал Священное Писание, а затем толковал его.

Костя начал интересоваться церковной историей, его любимым чтением стали труды святых отцов и философские статьи в журналах. Вместе с сестрой Соней он помогал отцу готовиться к диспутам с атеистами, которые проводились в местном клубе. А в 1928 году по благословению отца Сергия Константин сам блестяще выступил во время диспута на тему «Был ли Христос?» Ему полностью принадлежали план, подбор и разработка материала. Отец Сергий только прослушивал сына, иногда указывая: «Вот тут, Костя, лучше сказать попроще, а в этом месте можно сократить».

В это время священник [отец Сергий Самуилов] уже был настоятелем Воскресенского кафедрального собора в городе Пугачеве Саратовской губернии. Константин помогал отцу в храме, не пропуская ни одной службы и ни одной спевки хора. Он пел и читал на клиросе, освоил устав и порядок службы. В 1929 году юноша стал иподиаконом и секретарем епископа Пугачевского Павла (Флеринского), и готовился к принятию сана.

Священником Константин стал очень скоро, но в результате печального события — ареста отца… Последняя записка, которую Константин передал отцу Сергию в тюрьму, содержала вопрос: принимать или не принимать священство? В ответной записке стояло только одно слово — отеческое «Благословляю!»» (Радио «Вера»).

В последней записке отец Сергий писал Константину: «Ты заменил меня перед престолом Божиим, будь готов заменить меня и в тюрьме» (Отцовский крест). Так и сложилось, — впоследствии отец Константин был арестован вместе с сестрами Софией, Наталией и братом Михаилом.

В лагере отец Константин трудился санитаром при стационаре, ухаживал за больными, убирал помещения, помогал фельдшеру. Достоверно известно, что некоторых умерших он отпевал.

Сестры отца Константина, София и Наталия, вспоминали о единственной пасхальной службе после возвращения отца Константина из лагеря: «…церковная жизнь не замирала, но самого главного все-таки не было: литургия и другие таинства не совершались, а между тем приближалась Пасха, и многие хотели бы причаститься Святых Таин. Помочь в этом всем о. Константин, конечно, никак не мог, но для самых близких, хотя и с большим трудом, нашел выход. Будучи у епископа Павла, о. Константин получил от него антиминс и благословение в исключительных случаях совершать литургию на дому, но для этого квартира о. Константина была совершенно не приспособлена, так как состояла из одной комнаты, отделенной от соседей легкой стенкой. Однако после долгого размышления удалось найти такой дом, в котором можно было тайно совершить литургию и причастить всех членов своей семьи. Убедившись в том, что хозяйка дома именно такой человек, какой нужен, о. Константин разрешил сестрам переговорить с нею, после чего началась подготовка к этому чрезвычайному событию и торжеству, принявшему какую-то особую окраску из-за тех обстоятельств, при которых ему предстояло совершиться. Нашли, хотя и с трудом, толстый граненый большой кубок-рюмку и плоскую вазу (они должны были заменить священные сосуды), маленькую лжицу, чистый медицинский ланцет вместо копия, приготовили звездицу, просфоры и виноградное вино, сшили облачение из легкого красного шелка. И в намеченный день, вернее, ночь, о. Константин совершил литургию, единственную после возвращения из ссылки. Поздний час, потаенное место, необычная утварь, сокровенный характер всех священнодействий рождали особенно возвышенное духовное настроение не только у о. Константина, но и у всех присутствующих. Эта ночь осталась навсегда в памяти как дорогое и ни с чем не сравнимое воспоминание…» («Верою победиша…». С. 92).

Развернуть

Сочинения

  • О Боге и религиозном чувстве // Духовный собеседник. № 3(47). 2006. С. 94–108

Литература

  • «Верою победиша…» : (Исповеднический путь свящ. Константина Самуилова) / София и Наталия Самуиловы // Духовный собеседник. № 3(47). 2006. С. 28–92

    Авторы: Самуилова С. С. ; Самуилова Н. С.
  • «Всенощная» Наталии Самуиловой / Ирина Кузнецова // Портал православной газеты «Благовест». URL: благовестсамара.рф/-public_page_25957
  • Корнеевское чудо на Саратовской земле : К 100-летию обретения икон в селе Корнеевка / Священник Максим Плякин, Валерий Теплов // Сайт храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери р. п. Озинки. URL.: ozinki-hram.ru/files/2017/10/Korneevskoe-chudo-na-Saratovskoj-zemle.pdf

    Авторы: Плякин М., священник ; Теплов В.
  • Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
  • Открытый список : [база данных жертв политических репрессий в СССР]. URL: ru.openlist.wiki
  • Отцовский крест. В городе, 1926–1931 : [Док. повесть о священнике С. Самуилове]. СПб., 1996

    Авторы: Самуилова С. С. ; Самуилова Н. С.
  • Отцовский крест. Острая Лука, 1908–1926 : [Докум. повесть о священнике С. Е. Самуилове]. СПб., 1996

    Авторы: Самуилова С. С. ; Самуилова Н. С.
  • Отцовский крест. Скорбный путь. 1931–1935 : [Докум. повесть о священнике С. Е. Самуилове]. СПб., 1996

    Авторы: Самуилова С. С. ; Самуилова Н. С.
  • Пугачевские новомученики / Диакон Максим Плякин // Храм Рождества Христова г. Саратов. URL: cxpx.ru/news-413/

    Автор: Плякин М., священник
  • Священник Сергий Самуилов и его сын Константин // Радио «Вера». URL: radiovera.ru/svyashhennik-sergiy-samuilov-i-ego-syin-konstantin.html
Свернуть
Сообщить о неточностях или дополнить биографию

(33)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *