Гавриил (Игошкин Иван Иванович)

Гавриил (Игошкин Иван Иванович)
Фамилия Игошкин
Год рождения 1888
День рождения 23
Месяц рождения 5
Место рождения Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол. (Пензенская о., Сосновоборский р.), д.Самодуровка (ныне Пензенская о., Сосн
архимандрит
одился 23 мая/5 июня 1888г.
Из крестьянской семьи. Был старшим сыном в семье Ивана Павловича и
Варвары Павловны Игошкиных.
Иван был крещен на второй день после рождения в Христо-Рождественской церкви
с.Сыреcево, что в 4-х верстах от их деревни, крещение совершал священник
Александр Иванович и диакон Иван Александрович Фортунатовы. Крещен был в
честь св.блаженного Иоанна Власатого Милостивого.
Родители Ивана отличались богобоязненностью, простотой и особенной кротостью нрава,
воспитывали сына в заветах строгого благочестия.
Они трудились на земле, которая главным образом и доставляла им пропитание.
С детства Иван сроднился с нуждой, ознакомился с тяжелым трудом, помогая своему отцу
в полевых и других работах. Иоанн был старшим сыном в семье.
Когда он подрос, его отдали учиться грамоте. Родители смотрели на обучение грамоте
как на дело священное: грамота давала ключ к чтению и уразумению Божественных писаний
Родство брат — Игошкин Афанасий Иванович(ссылка)
             

Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Икона преподобноисповедника архимандрита Гавриила (Игошкин Иван Иванович) Икона преподобноисповедника архимандрита Гавриила (Игошкин Иван Иванович)

Икона преподобноисповедника архимандрита Гавриила (Игошкин Иван Иванович)                                                         

Архимандрит Гавриил (Игошкин), фото из архивного уголовного дела Ульяновского ФСБ

Образование
двухклассное духовное училище в с.Русский Качим
Год окончания 1903
Иван ходил на учебу 10 км в с.Русский Качим, именно там находилось двухклассное
духовное училище. По дороге всегда напевал псалмы, выученные им наизусть.
Иван полюбил храм Божий, часто посещал его, а дома
все свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве. Особенно он
любил молиться по ночам, стараясь,чтобы никто из домашних его не видел.
Его учителями были известные церковнослужители и просветители: протоиерей
Петр Степанович Мироносицкий и его сыновья Порфирий и Алексей.
Благоразумный с отрочества, Иван совершенно уклонялся от шуток, смеха,
только тихая улыбка появлялась на его лице. Но чаще он был серьезен, на

глазах отрока нередко были слезы, свидетели сердечного умиления.
Он соблюдал посты.
Всегда тихий и молчаливый, он избегал пустословия. Был кроток и смиренен,
со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, порой принимая
незаслуженные обиды.
С годами его ревность о благочестии возрастала.
Закончив учебу в духовном училище, он ушел в Жадовскую монашескую пустынь
Служение
Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь
Должность послушник
Год начала 1903
День начала 12
Месяц начала 11
Год окончания 1909
В то время настоятелем Жадовской пустыни был архимандрит Макарий.
Из характеристики на Иоанна Игошкина:
«На послушании положителен, хороших качеств, очень способен, судим и
оштрафован не был»
Ковенская губ., г.Ковно (ныне г.Каунас), Ковенский Петропавловский военный крепостной собор
Должность певчий церковного хора при военном собора
Год начала 1909
Год окончания 1913
Месяц окончания 3
В 1909г. послушника Иоанна призвали на военную службу в Царскую армию. Он
служил в Ковенской крепостной артиллерии в военном соборе до конца марта 1913г.
В 1913г. он вернулся в родную деревню Самодуровку
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., с.Сыреcево, храм Рождества Богородицы
Должность псаломщик
Год начала 1913
Месяц начала 3
Год окончания 1914
Места проживания
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., д.Самодуровка
Год начала 1913
Год окончания 1914
Иван продолжал заниматься вместе с родителями крестьянским трудом и одновременно
служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы, где был крещен.
В 1914г. с началом Первой мировой войны он был снова призван в действующую армию
Служение
фронты 1-й мировой войны
Должность псаломщик походной военной церкви
Год начала 1914
Год окончания 1917
По долгу службы Иоанн вместе с военным священником часто выезжал на фронт.
Там они с батюшкой служили Божественные Литургии, молебны и совершали отпевание
и погребение погибших воинов. Бывали случаи, когда попадали под обстрелы.
В конце 1917г. Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям
в д.Самодуровку
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., с.Сыреcево, храм Рождества Богородицы
Должность псаломщик
Год начала 1917
Год окончания 1921
Места проживания
Пензенская губ., Городищенский у., Шучуровская вол., д.Самодуровка
Год начала 1917
Год окончания 1921
Вернувшись в родное село, он помогал родителям вести хозяйство и продолжал исполнять должность
псаломщика в с.Сыреcево. В семье его родителей к тому времени было четверо детей.
У Ивана были младшие братья и сестры: Григорий, Пелагея и самый младший — Афанасий.
В 1921г., в связи с гонениями на крестьян в деревне, трое братьев
Игошкиных были вынуждены навсегда покинуть родные места и уехать в г.Покровск
(ныне г.Энгельс Саратовской обл.)
Рукоположение
диакон
1921
День 18
Месяц 2
Место Саратовская губ., г.Покровск, Троицкая церковь
Кто рукоположил митрополит Уральский Тихон (Оболенский)
Служение
Саратовская губ., г.Покровск (Энгельс), Свято-Троицкая церковь
диакон
Год начала 1921
Год окончания 1922
Рукоположение
иерей
1922
День 25
Месяц 3
Место Саратовская губ., г.Покровск, Троицкая церковь
Кто рукоположил архиепископ Тихон (Оболенский)
25 марта/7 апреля 1922г. в праздник Благовещения, он был рукоположен во иерея
Служение
Херсонская губ., г.Покровск, Свято-Троицкая церковь
иерей
Год начала 1922
Год окончания 1922
В 1922г. архиепископа Тихона (Оболенского) перевели в Москву, и он взял с собой
о.Иоанна
Москва, Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия, Покровский храм
иерей
Должность 2-й священник
Год начала 1922
Год окончания 1928
О.Иоанн был назначен в Покровский храм обители вторым священником. Настоятелем
храма и духовником сестер обители был о.Митрофан Сребрянский (впоследствии архимандрит
Сергий). Он стал для о.Иоанна наставником и духовником, образцом пастырского служения,
у которого он многому научился.
Поучительные проповеди о.Иоанна проникали до глубины сердец верующих. Часто во
время проповедей на его глазах были видны слезы, а за ним плакали и богомольцы.
О.Иоанн отличался необыкновенным смирением. Он никогда никого не осуждал,
приходящих к нему наставлял в духе кроткого перенесения скорбей, в чем сам был
примером. Был мягок и внимателен к ближним, находил путь к каждому сердцу.
О.Иоанн обладал красивым голосом и был музыкально одаренным человеком, хорошо
играл на скрипке. Вечерами, когда бывали свободные минуты, садился за фисгармонию
и играл духовную музыку.
Многие верующие старались исповедоваться у о.Иоанна. О.Иоанн, часто со слезами,
умолял Бога, чтобы Он послал благодать покаяния согрешившим. Исповедуя, батюшка
не давал особых молитвенных правил, не налагал епитимий, но умел дать почувствовать
человеку, что необходимо изменить жизнь, возненавидеть грех и во всем следовать
Воле Божией.
Господь даровал о.Иоанну великое знание души человеческой. О.Иоанн оказывал огромное и
удивительное влияние на людей, общавшихся с ним, поражал глубиной провидения,
дарованного ему Богом.
За время службы в Марфо-Мариинской обители за усердное служение Святой Православной
Церкви о.Иоанн неоднократно награждался правящим архиереем.
Духовником о.Иоанна в то время был митрополит Тихон (Оболенский), который часто
служил в Покровском храме.
После кончины св.Патриарха Тихона о.Иоанн признал митрополита Сергия (Страгородского)
как местоблюстителя патриаршего престола, считая необходимой централизованную
власть в Церкви. Он говорил по этому поводу:
«Наше пастырское дело — служить Господу, исполняя свой долг, а не заниматься
церковной политикой и осуждением архиереев».
Сам о.Иоанн считал себя «тихоновцем»; при этом в его личном архиве сохранилась
справка о том, что он «находится в общении с Заместителем Патриаршего местоблюстителя
митрополитом Сергием и в священнослужении не запрещен», подписанная архиепископом
Питиримом (Крыловым).
19 февраля 1926г. Марфо-Мариинская обитель была закрыта, старших сестер отправили в
ссылку в Киргизию, а всем остальным, которых было около 100 человек, предписали
в течение суток покинуть обитель и Москву.
Обитель была ликвидирована, а Покровская церковь была объявлена приходской и
просуществовала еще два с половиной года до ее окончательного закрытия
(26 июня — 5 сентября 1928г.).
Перед закрытием храма безбожники выносили из церкви святые иконы в дорогих ризах
с камнями, ризы снимали, а иконы кололи и сжигали. Впоследствии о.Иоанн не мог
без слез и боли в сердце рассказывать об этом. Священникам все же удалось
вынести из храма и спрятать некоторые святыни.
После закрытия Покровской церкви о.Иоанн вместе с последним настоятелем
Покровской церкви о.Вениамином Воронцовым (впоследствии митрополит Ленинградский и
Ладожский Елевферий) перешли служить в храм свт.Николая в Пыжах, который располагался
недалеко от Марфо-Мариинской обители
Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Пыжах
иерей
Год начала 1928
Год окончания 1929
Награды
набедренник
Год награждения 1922
День 24
Месяц 10
скуфья
Год награждения 1922
День 23
Месяц 12
камилавка
Год награждения 1924
День 24
Месяц 2
наперсный крест
Год награждения 1925
День 14
Месяц 1
Рукоположение
иеромонах
Гавриил
1929
День 22
Месяц 6
Место Московский Богоявленский мужской монастырь
Кто рукоположил архиепископ Куйбышевский и Ставропольский Петр (Руднев)
Был пострижен в честь Архангела Гавриила.

Иеромонах Гавриил, и до пострига живший по-монашески, еще более усилил свои
молитвы, пост и трезвение
Служение
Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Пыжах
иеромонах
Год начала 1929
Год окончания 1930
День окончания 14
Месяц окончания 4
В эти смутные времена о.Гавриил понимал, что верующих следует оградить от
всяких ересей и расколов, которые раздирали Церковь по частям, помнил свои
обязанности перед Господом за вверенные ему души. Он всегда говорил:
«Священник, как сторож, должен оберегать и охранять достояние Господне —
свою паству. При всяком приближении врага для прельщения или соблазна
на грех его пасомых, он должен предупреждать и отгонять врага. Если же
он проявит равнодушие, леность и небрежение, а враг, воспользовавшись
его равнодушием, похитит грехом и соблазном душу, то виновником этого будет
пастырь. Господь в таком случае скажет ему: «От руки твоея взыщу душу его»».
Служа в Никольском храме, о.Гавриил, как и прежде, много проповедовал, призывая
к покаянию, которое открывает путь ко спасению:
«…Для спасения души от вечных мучений нужно всемерно бояться греха. А если
по немощи иногда произойдет печальное падение во грехе, нужно скорее
восстать и покаяться с сокрушенным сердцем, слезами смыть свое несчастное
падение… Покаяние бывает благоприятно Богу и спасительно для души.
Чадолюбивая Мать — Святая Церковь зовет нас к покаянию. Для покаяния и
очищения наших душ предлагает свои врачества. Она хочет нашего спасения,
хочет, чтобы мы в жизни были радостны и счастливы».
Любвеобильный о.Гавриил приходил к своим болящим чадам и при необходимости
соборовал, исповедовал, причащал Святых Христовых Таин.
Молитва о.Гавриила имела большую силу пред Господом. Известны случаи внезапного
исцелении безнадежно больных по его молитвам. Иногда исцеление происходило
после причащения больного в бессознательном состоянии, когда о.Гавриил читал
над ним исповедание грехов его с молитвой вернуть его к жизни, чтобы он сам
своими устами исповедовал бы все свои грехи
Рукоположение
игумен
1930
День 19
Месяц 8
Кто рукоположил архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский)
Был рукоположен в сан игумена в Великий праздник Преображения Господня во
время Божественной Литургии
Служение
Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Пыжах
игумен
Год начала 1930
Год окончания 1931
Месяц окончания 4
В делах помощи ссыльному духовенству активной помощницей о.Гавриила
была прихожанка храма Татьяна Николаевна Гримблит
Места проживания
Москва, 2-й Спасо-Николаевский пер., 14–4
Год окончания 1931
День окончания 14
Месяц окончания 4
Аресты
Москва
Год ареста 1931
День ареста 14
Месяц ареста 4
По данным [3] был арестован 16 апреля 1931г.
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
30 /04 /1931
Обвинение «систематическая антисоветская агитация, активная а/с деятельность, организация нелегальных «сестричеств» и «братств», оказа
Статья ст.58–10 УК РСФСР
Приговор 3 года концлагерей
Групповое дело «Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г.»
Был арестован и проходил по одному делу вместе с Татьяной Николаевной
Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.
На следствии показал:
«Против власти среди прихожан агитации я не вел. Я всегда
говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом,
поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил
положение верующих».
О.Гавриила подвергали многим изнурительным допросам. Впоследствии сам
он в своей книге «О загробной жизни» вспоминал об этом:
«Мы, христиане, и в особенности священнослужители, были беззащитны, судили
нас, как хотели, предъявляя чудовищные обвинения в нелепых преступлениях.
Искать справедливости, доказывать свою невиновность, добиваться защиты
было делом немыслимым. Мы могли только страдать и терпеть. Сами допросы
были ничем иным, как изощренными пытками и издевательствами над личностью
допрашиваемого и необузданным кощунством над Богом и всем святым…».
О.Иоанну обещали свободу, если он откажется от священнического сана, избивали
на допросах, но он был непоколебим.

Виновным себя не признал.
О.Гавриил и Татьяна Николаевна Гримблит были осуждены на 3 года концлагерей
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1931
День начала 14
Месяц начала 4
Год окончания 1931
День окончания 9
Месяц окончания 5
Пермская о., Верхне-Камский окр., г.Усолье, Вишлаг ОГПУ (Красновишерский лагерь)
Год начала 1931
Месяц начала 5
Год окончания 1932
День окончания 29
Месяц окончания 6
Находился в лагере на лесоповале. Труд был невыносимо тяжел, сильный мороз,
порывистый ветер были страшны кое-как одетым узникам. О.Гавриил, совершая свою
работу, беспрерывно повторял Иисусову молитву.
Заключенные были обречены на смерть от холода и истощения. Часто обед отбирали
уголовники. После ужина после вечерней поверки в короткие часы отдыха заключенные
расходились по своим баракам, вели разговоры и споры о науке, религии, читали стихи…
О.Гавриил в спорах не участвовал, был со всеми ровен и доброжелателен. Когда
видел, что разговор переходил в перебранку, отходил к своему лежаку и начинал
про себя молиться. Порой в молитве проходила вся ночь, а утром, полным сил, он
шел на работу.
Из воспоминаний о.Гавриила:
«Из всей массы обитателей лагеря, мы, в числе пяти человек, спаянные духом
благочестия, веры и любви, составляли свое общество. Вечерами и днем
в свободное время мы беседовали, назидая друг друга. Эти беседы для нас
являлись великой поддержкой во времена тяжелых испытаний…
Один из нас был протоиерей из г.Миасса о.Василий Носов…».
Другими священнослужителями, с которыми о.Гавриил находился в лагере, были
епископ Омский Антоний (Миловидов), протоиерей о.Глеб Коптягин, о.Нектарий
Григорьев (впоследствии митрополит).
В лагере к о.Гавриилу тянулись многие, видя его необычное отношение
ко всем без исключения людям, сердечность, доброту, постоянно оказываемую им помощь,
а также культуру и деликатность. Интеллигенция к о.Гавриилу относилась с уважением.
От общения с о.Гавриилом многим становилось легче; трудности, тоска, лагерный гнет
казались не такими невыносимыми. Он лечил больных, отдавал последний кусок
черного хлеба из своего пайка, молился за них.
У о.Гавриила в лагере были духовные чада. Некоторых он исповедовал перед кончиной.
Иные перед смертью не имели веры и мужества покаяться, в страшных
мучениях звали батюшку и просили: «Батя, возьми мои руки, держи их в своих
руках, мне так легче» — и так умирали. А о.Гавриил в это время о них молился.
Своей добротой, теплым ласковым словом о.Гавриил многим согревал душу, — был ли
то неверующий коммунист, уголовник или какой-нибудь другой заключенный.
Благодаря о.Гавриилу уголовники и политические были друзьями, в их бараке
царил мир и покой.
Пробыв в Красновишерском лагере больше года, о.Гавриил совсем ослаб. Однажды он
не успел отбежать в сторону, и бревно упало и придавило ему ноги. О.Гавриил
горячо благодарил Господа, что Он сохранил ему жизнь. Общая слабость и боли
в ногах не позволяли ему работать.
29 июня 1932г. о.Гавриил был по состоянию здоровья освобожден досрочно и
выслан в г.Ростов под наблюдение местного отдела ОГПУ
Служение
Ярославская о., г.Ростов, церковь Николая на Воржицах
игумен
Должность настоятель
Год начала 1932
Месяц начала 6
Год окончания 1932
Месяц окончания 8
В ссылке о.Гавриилу разрешили служить в храме, и правящий архиерей
Ярославской епархии назначил о.Гавриила настоятелем церкви Николы на Воржицах
Места заключения
Ярославская о., г.Ростов
Год начала 1932
Месяц начала 6
Год окончания 1932
Месяц окончания 8
Через полтора месяца о.Гавриил был отправлен в ссылку в г.Владимир для
окончания срока
Служение
Владимир, церковь св.мч.Никиты
Должность настоятель
Год начала 1933
День начала 1
Месяц начала 9
Год окончания 1933
День окончания 31
Месяц окончания 12
В ссылке во Владимире ОГПУ также разрешило о.Гавриилу служить в церкви.
1 сентября 1933г. о.Гавриил был назначен настоятелем церкви св.мч.Никиты.
Церковь часто называлась Предтеченской в честь главного престола.
Храм был трехэтажным: внизу — престол во имя свв.Космы

и Дамиана, в среднем этаже — св.Иоанна Предтечи, а наверху — во имя св.мч.Никиты
Во Владимире о.Гавриил прослужил в церкви св.мч.Никиты до окончания срока ссылки
Места заключения
Владимир
Год начала 1932
Месяц начала 8
Год окончания 1933
День окончания 31
Месяц окончания 12
Во Владимирской ссылке он ежедневно отмечался в ОГПУ.
31 декабря 1933г. срок ссылки окончился, о.Гавриил был освобожден и
вернулся в Москву
Служение
Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Пыжах
игумен
Должность настоятель
Год начала 1934
Месяц начала 1
Год окончания 1934
День окончания 16
Месяц окончания 6
После возвращения из ссылки был назначен настоятелем храма свт.Николая в Пыжах
Рукоположение
архимандрит
1934
День 17
Месяц 6
Место Москва
Кто рукоположил архиепископ Питирим (Крылов)
17 июня 1934г. во время Божественной Литургии архиепископом Питиримом (Крыловым)
был возведен в сан архимандрита и удостоен права ношения второго креста
Служение
Москва, церковь свт.Николая Чудотворца в Пыжах
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1934
День начала 17
Месяц начала 6
Год окончания 1934
Месяц окончания 7
О.Гавриил получил от Бога многие духовные дарования — дар исцеления по его
молитве к Господу, дар изгнания бесов, дар прозорливости и многое другое.
Он всегда старался скрыть свои подвиги и духовные дарования. Исцеленным больным
он строго запрещал говорить о полученном исцелении. Он всегда говорил, что
исцеляет людей Господь, а он — лишь Его служитель, и его дело — возносить к Нему
молитву.
Впоследствии несколько случаев из своей жизни он сам описал в книге «О загробной жизни».
«Приблизительно в 40-х годах моей жизни я начал чувствовать в себе странную
болезнь. С вечера я засыпал крепким сном. Спустя час или полтора я просыпался
весь мокрый от пота, и так каждую ночь. Утром вставал измученный и разбитый.
Обращался к медицинской помощи, но облегчения не было….
Отчаявшись получить облегчение, я после усердной молитвы о помощи, повесил
на шею написанные на бумаге слова из Евангелия… Евангельские слова как
рукой сняли всю мою болезнь… После своего чудесного исцеления я
применял его и на других, и в особенности на страдающих лихорадкой и малярией.
И все, над которыми я хотя бы заочно читал молитву о здравии и об исцелении
и вешал на него им написанные Евангельские слова, совершенно исцелялись…
Пришла ко мне одна усердная прихожанка Н. и усиленно просила помочь ее сыну,
студенту. Он страдал в очень тяжелой форме тропической малярией… Заочно
прочитали молитву о болящем, я дал матери написанные Евангельские слова и
велел на ниточке повесить ему на шею. В первую же ночь приступа не было, он
совершенно исцелился. Десятки таких случаев было в моей жизни, обо всех не
расскажешь».
«В числе прихожан, когда я был настоятелем храма Николы в Пыжах, была одна
благочестивая семья, состоявшая из пяти человек: отец, мать, два сына и дочь.
Все они исповедовались у меня. Отец семейства… начал ощущать боли и
переполнение желудка… Ему стало трудно принимать пищу и тяжело дышать…
Врач обнаружил у него кисту и посоветовал ему немедленно прибегнуть к
хирургическому вмешательству… Перед операцией больной пожелал пособороваться
и причаститься Святых Христовых Таин. Вечером накануне дня, в который он
должен был лечь в больницу, меня пригласили для совершения таинства.
Вместе со мной в совершении таинства елеосвящения участвовали еще четыре
знакомых священника. После соборования я поисповедовал и причастил больного…
На третий день по уговору я в церкви ждал человека с известием об исходе
операции, но никто не пришел… Я поехал к нему на квартиру сам. Звоню.
Открывается дверь, и на пороге стоит улыбающийся больной, радостный и
здоровый… Он начал свой рассказ: «После соборования, исповеди и причащения,
утомленный, я лег на постель в мирном настроении духа… «Господи, — говорил я, —
я сделал все, что мог и что в моих силах, теперь ожидаю Твоей милости, да
будет Воля Твоя». Прекрестившись, я заснул крепким сном…. Утром проснулся
в семь часов, встал, помолился, настроение было бодрое и веселое, болей в
желудке не ощущалось, и во всем организме чувствовалась крепость. К моему
удивлению, у меня появился сильный аппетит… поел, болей в желудке не
ощущалось, дыхание было свободным. Я был рад и удивлен, дивились и мои
домашние… Я поехал в больницу… «Удивительно! — качая головой произнес
осмотревший меня профессор, — Вчера днем мы собирали консилиум и находили

присутствие огромной кисты в желудке. Приняли решение срочно оперировать,
а сегодня киста не обнаруживается… Поезжайте домой и обедайте себе на
здоровье. Вас не только оперировать, но и в больницу класть незачем… Вы
совершенно здоровы!…Чем Вы объясняете такую добрую перемену, происшедшую
с Вами?» — обратился ко мне профессор. — «Я объясняю это чудом Божиим,
милостью Божией, совершившейся надо мною после принятия святых таинств —
соборования, исповеди, причащения и святыми молитвами служителей Господних» —
«Вы как хотите принимайте и объясняйте, но мы в чудеса не верим, а опираемся
на науку и факты, и, наверное, у Вас кисты не было» — «Нет, доктор, Вы говорите
неправду и отрицаете это чудесное исцеление от Господа»».
Из воспоминаний о.Гавриила о случаях, происшедших в храме Николы в Пыжах:
«После вечернего богослужения я… вышел на амвон читать молитвы перед
исповедью. Ко мне на амвон, с трудом, с помощью большой палки, поднялась
покрытая стареньким платочком сгорбленная бабушка: «Поисповедуй меня,
завтра я хочу причаститься!»… Она стала рядом со мной на солее и молилась…
Вынесши Крест и Евангелие, я начал исповедовать. Первой подошла она…
Сгорбившись и опираясь на палку, она, стоя рядом со мной, повторила несколько
слов покаянной молитвы и затем внезапно выпрямилась во весь свой, как
оказалось, высокий рост, взмахнула руками, отбросила палку и пальто с
плеч и твердым мужским голосом ясно и отчетливо, обратившись ко мне,
произнесла: «Что я буду повторять за тобой? Ты вот повтори, что я скажу, —
и с этими словами пустилась по амвону вприсядку плясать, хлопала в такт
в ладоши и припевала, -«Сыпь, сыпь, рассыпай, что рассыпешь, — подбирай!
Ой, люли, ой, люли!»… Народ был в ужасе… Опомнившись, быстрыми шагами
я подошел к ней, схватил за темя. «Именем Господним приказываю тебе,
нечистый дух, замолчи!» — властно произнес я и начал читать над ней
заклинательные молитвы. Она свалилась, хрюкала, как свинья, лаяла, как
собака, наконец, запела петухом. Не прерываясь, я продолжал читать.
Как бы выбившись из сил, она замолчала и, растянувшись на амвоне, начала
вздрагивать. Прекратив вздрагивания, она успокоилась и сделалась как мертвая.
По окончании чтения молитв я покропил ее святой водой и взявши за руки,
произнес: «Во Имя Господне встань!» Через силу поднялась горбатая полуживая
старушка и, еле-еле двигаясь, пошла за мной на клирос к месту исповеди.
«Батюшка, прости меня, я не сказала тебе в начале, что я одержимая, вот уже
30 лет, как я страдаю от нечистого духа. Спаси тебя, Господи, ты помог мне».
(Утром за Литургией она спокойно, без посторонней помощи, с благоговением
подошла и причастилась Святых Христовых Таин…).
О.Гавриил был противником общей исповеди. Старался исповедовать после вечерней службы,
не спеша. Исповедь, особенно перед большими праздниками, затягивалась за полночь.
О.Гавриил все делал для того, чтобы причастники во время Божественной Литургии
были вместе и молились. Он говорил:
«Как сильна молитва при пресуществлении Даров! Дух Святой не только
пресуществляет на престоле Дары, но и сходит на каждого из стоящих в храме,
обновляет души, умственные силы. Всякая молитва в это время, если она
произносится от чистого сердца, будет услышана Господом и исполнена».
В июле 1934г. храм свт.Николая в Пыжах захватили обновленцы.
О.Гавриил остался верен Православию, не принимая обновленчества и считая его
новой ересью. В связи с этим он вынужден был перейти служить в храм Воскресения
Христова в Кадашах. Своих духовных чад и прихожан о.Гавриил не благословил
ходить в храмы, где служили обновленцы
Москва, церковь Воскресения Христова в Кадашах
архимандрит
Год начала 1934
Месяц начала 7
Год окончания 1934
День окончания 19
Месяц окончания 8
Награды
право ношения второго креста
Год награждения 1934
День 17
Месяц 6
Аресты
Москва
Год ареста 1934
День ареста 19
Месяц ареста 8
Обвинение при аресте «участие в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке Семеновского кладбища»
Был арестован в праздник Преображения Господня во время богослужения вместе с
девятью священниками по обвинению в участии в к/р церковно-монархического
общества Семеновского кладбища;
Обвинен был также в том, что занимался тайным пострижением в монашество
Места заключения
Москва, Бутырский изолятор
Год начала 1934
День начала 19
Месяц начала 8
Подорванное за годы заключения здоровье дало о себе знать, о.Гавриила перевели на
более легкий труд. В ходе следствия его «участие в к/р церковно-монархической
организации» не подтвердилось, и 3 октября 1934г. он был освобожден за
недоказанностью вины, а уголовное дело закрыто
Служение
Москва, церковь Воскресения Христова в Кадашах
архимандрит
Год начала 1934
Месяц начала 10
Год окончания 1934
Вскоре (в 1934г.) храм был закрыт, и о.Гавриил был переведен в Московскую обл.
Московская о., Пушкинский р., с.Звягино, Покровская церковь
архимандрит
Год начала 1934
Год окончания 1936
Месяц окончания 10
Среди прихожан московских храмов о.Гавриил пользовался большим авторитетом,
и многие, несмотря на расстояние, стали ездить в Звягино. О.Гавриил находил
путь к каждому сердцу, ему были чужды равнодушие и осуждение. После службы
в храме, а то и дома, он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание.
Рассказывал о скорбях и бедах Церкви, но говорил, что «всякая власть от Бога.
О.Гавриил со своими духовными чадами тайно вел сбор пожертвований для
отправки в лагеря и в ссылки репрессированным священникам, о чем свидетельствуют
квитанции на отправку денежных переводов, найденные при обыске квартиры после
его ареста.
В октябре 1936г. местные комсомольцы совершили поджог Покровской церкви,
и о.Гавриила перевели в храм Сошествия Святого Духа г.Пушкино
Московская о., г.Пушкино, Духосошественская церковь
архимандрит
Год начала 1936
Месяц начала 10
Год окончания 1936
День окончания 4
Месяц окончания 11
Служил в г.Пушкино, а проживал в Сергиевом Посаде (тогда Загорске)
Места проживания
Московская о., г.Загорск (ныне Сергиев Посад)
Год начала 1936
Месяц начала 10
Год окончания 1936
Снимал квартиру у верующих людей
Аресты
Московская о., г.Пушкино, Духосошественская церковь
Год ареста 1936
День ареста 4
Месяц ареста 11
О.Гавриил был арестован во время богослужения в праздник в честь Казанской
иконы Божией Матери. Вместе с ним были арестованы 8 священников и монахов.
При обыске на квартире архимандрита были найдены квитанции денежных переводов
на 500 рублей, переписка на 10 листах, исповедь на 8 листах, тетради с
рукописями и два адреса прихожан, которые являлись его духовными чадами
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
20 /01 /1937
Обвинение «участие в контрреволюционной группировке, к/р деятельность»
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР
Приговор 5 лет ИТЛ
Был осужден по делу «монархической церковной группировки».
Подвергался многочисленным допросам.
На допросах о.Гавриила спрашивали об о.Вениамине Воронцове,
с которым он вместе служил в Марфо-Мариинской обители, о других священниках, о
великой княгине Елизавете Федоровне. На все вопросы он отвечал: «Ничего не
знаю. Общаюсь только с теми людьми, с которыми служу в настоящее время в храме».
Он никого не предал, давал короткие ответы.
На допросы приглашались его духовные чада и прихожане, но все они говорили о
батюшке как об уважаемом пастыре, которого они почитали за старца и великого
молитвенника.
В день Праздника Рождества Христова 7 января 1937г. о.Гавриилу предъявили обвинение.
20 января 1937г. был вынесен приговор — 5 лет ИТЛ.
Спустя год после осуждения о.Гавриила, был приговорен к расстрелу и
27 февраля 1938г. расстрелян его младший брат Афанасий, работавший председателем
церковно-приходского совета Вознесенской церкви г.Энгельса
Места заключения
Москва, Бутырский изолятор
Год начала 1936
День начала 4
Месяц начала 11
Год окончания 1937
Содержался в изоляторе во время следствия до отправки этапом в пос.Чибью
(ныне г.Ухта) в распоряжение начальника управления Ухтпечлага
Коми АО, пос.Чибью (ныне г.Ухта), Ухтпечлаг
Год начала 1937
Год окончания 1937
Коми АО, пос.Ветлосян, Ухтпечлаг
Год начала 1937
Год окончания 1942
День окончания 25
Месяц окончания 7
Как вспоминал о.Гавриил, до лагеря добирались очень долго. Стояли сильные морозы с
пронизывающими ветрами. Когда наконец, голодные и промерзшие, вошли в барак, на
ногах уже не стояли…
С работы возвращались усталые и промерзшие. Кормили очень плохо. Вначале кружилась
голова, знобило от холода и голода, сбивались мысли, но немного отдохнув и полежав
на нарах, о.Гавриил начинал читать вечерню, утреню, акафисты Спасителю, Божией Матери,
которые он знал наизусть. Почти всю ночь молился, поминал своих духовных чад, а также
заключенных в своем бараке. Поминал всех усопших, имена которых сохранила память,
а утром вставал бодрым и полным сил.

Из воспоминаний о.Гавриила (приведенных в его книге «Толкование Апокалипсиса»):
«Каждое утро и и вечер я имел обыкновение на своей тумбочке около своей
лежанки читать правило. У меня имелись книги: Новый Завет, Псалтирь и Октоих.
Во избежание, чтобы при обысках их не отобрали, я их прятал в особо сшитый
мешочек внутри соломенного матраса, а в воскресные и праздничные дни совершал
Литургию. Все это делалось так тихо и незаметно. что непосредственно спавший
рядом со мной человек никогда не заявлял ни о каком беспокойстве.
[этот человек был сексотом]… Он предал меня…. В один из дней в нашу секцию
пришло 5 человек надзора… Подошли к моей койке и тумбочке и начальник
надзора начал делать обыск. Прежде всего он засунул руку в тот секретный
мешочек, вшитый внутри матраса, вытащил оттуда спрятанные книги и забрал их.
Рядом с тумбочкой стояла поллитровая бутылка красного вина для совершения
таинства, ее мне привезли с передачей перед этим….Надзиратель спрашивает:
«Что это?» — «Масло», — ответил я. — «Что-то подозрительно», — и ее забрал.
Обыскали, осмотрели все, а из матраса всю солому высыпали на пол и
разбирали по соломинке, искали, как донес сосед, золотой крест. Золотого
креста у меня никакого не было, а нательный крест был алюминиевый».
О.Гавриил понимал, что это сделано соседом по диавольскому наущению, и поэтому
не стал держать на него обиду, а только молился.
Из воспоминаний о.Гавриила о празднике Святой Пасхи, проведенной в лагере:
«Ночью мною тайно отслужено Пасхальное богослужение, все присутствующие
причастились Святых Христовых Таин. Праздник Светлого Христова Воскресенья,
Пасха — самый большой и главный для православных. Духовные чада постарались
сделать передачку с продуктами, которыми и разговелись. Всем казалось, что
все сделано тайно и начальство ничего не узнает. Утром вызвал меня начальник
и грозно приказал… мести лагерный двор. — «Товарищ начальник, сегодня
великий праздник Пасхи, нарушать его не буду»… Тогда начальник вызвал
надзирателя, который,… обрив наголо мне голову и сбрив бороду, отпустил с
насмешкой: «Вот тебе, поп, и Святая Пасха!» На душе была такая скорбь. Но я
сразу вспомнил слова, произнесенные распятым на Кресте Спасителем мира:
«Отче, прости им, ибо не знают,что делают». Поблагодарил Господа, что Он в
такой день сподобил пострадать за Его святое Имя и запев: «Христос Воскресе
из мертвых…», — пошел в свой барак».
Заключенные полюбили о.Гавриила. Оказывая помощь человеку, он не размышлял, кто
тот человек и как он отнесется к его помощи. Уголовники защищали о.Гавриила и
относились к нему по-своему уважительно. Если кто-либо из вновь прибывших пытался
обидеть его, то давали понять, что за это могут побить. Было немало случаев,
когда уголовники прибегали к духовной помощи о.Гавриила.
Как и в первый срок пребывания в лагере, о.Гавриил претерпел много издевательств
над собою: были случаи избиения чуть не до смерти, выводили на 40-градусный
мороз на улицу босиком и держали по нескольку часов. Однажды решили подсыпать ему в
пищу яд, но Господь открыл это батюшке. Он помолился, перекрестил еду и сказал:
«Напрасно вы меня травите. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не
причинит мне вреда». Они все переглянулись, стали смеяться и ждать, что батюшка
тут же умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим. Все издевательства
совершались только из-за того, что он священник.
Срок заключения закончился в конце 1941г., но в связи с войной он был освобожден
в июле 1942г.
Места проживания
Коми АО, пос.Ветлосян, Ухтпечлаг
Год начала 1942
День начала 25
Месяц начала 7
Год окончания 1942
Месяц окончания 10
После освобождения работал в этом же лагере до октября 1942г. Затем выехал
в г.Кузнецк Пензенской обл. к своей сестре Пелагее
Пензенская о., г.Кузнецк
Год начала 1942
Месяц начала 10
Год окончания 1942
Месяц окончания 11
Около месяца о.Гавриил жил у своей сестры Пелагеи. В свои 54 года, он, больной и
измученный в лагерях, не имел своего угла. Пожив у сестры, решил идти
пешком в г.Ульяновск, чтобы получить назначение на службу. Именно в Ульяновск
была эвакуирована Московская Патриархия. По пути в Ульяновск о.Гавриил навестил
в Сызрани своего солагерника о.Петра Листопадова, который только что вернулся
из концлагеря, и они вместе продолжили путь.
По дороге они зашли к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву,
проживавшему в с.Копышовка Тагайского (Майнского) района,
чтобы получить из его уст благословение, где и как жить.
В службе им обоим было отказано, и о.Петр вернулся в Сызрань, а о.Гавриил
очень сильно заболел, и старец Василий благословил его пожить в двух километрах
от него в Базарном Урене
Ульяновская о., с.Базарный Урень
Год начала 1942
Год окончания 1946
Месяц окончания 5
Жил в Базарном Урене у престарелых сестер Матрены и Анны Беляковых, не
побоявшихся принять в дом старца, «врага народа», отбывшего два лагерных срока.
Вот каким запомнили архимандрита Гавриила жители этой деревни в лютом январе 1943г.:
одет в длинный кафтан, на ногах резиновые галоши на шерстяной носок,
завязанные веревкой, как лапти.
Старые женщины, приютив его у себя, создали о.Гавриилу покой и уют. За ним со
стороны властей был установлен строгий надзор, но несмотря на это, к нему стало
обращаться много верующих людей. О.Гавриил тайно совершал Божественную литургию,
исповедовал, причащал, совершал различные треб                                                                                                                  Шла война, людям как никогда, были необходимы святые молитвы о.Гавриила за родных
и близких, воевавших и погибших на фронтах.
Жители Базарного Уреня вспоминают, как он предсказал, что победу над фашистами
одержат именно 9 мая 1945г.
О.Гавриил частенько бывал у старца Василия в Копышовке.
Они подолгу вели духовные беседы, бывало, служил у него дома литургию
при большом числе верующих, причащал старца и всех желающих.
Его исповеди вызывали у людей слезы.
Говорил проповеди, в которых часто приводил пример апостолов Петра и Павла —
как они согрешили перед Господом и как принесли покаяние.
Батюшка сказал однажды: «Я рад, что живя здесь, успел сказать 33 проповеди».
Везде он старался выполнять свой пастырский долг, окормляя верующих.
Церкви в округе почти все были закрыты.
Живя в Базарном Урене, о.Гавриил в первую среду Петрова поста организовал
паломничество на могилу местно почитаемого святого, блаженного Василия,
которая находилась на опушке леса в 18 верстах от города. В этот день при
большом стечении верующих в очередной раз были отслужены Божественная Литургия,
панихида, полный парастас. Многие верующие желали причаститься, причастников
было около 300 человек. Об этом дне о.Гавриил рассказал впоследствии в своей
повести «Василий Блаженный».
В мае 1946г. о.Гавриил обратился с прошением о принятии в клир к епископу
Ульяновскому и Мелекесскому Софронию (Иванцову), которым и был назначен настоятелем
в храм г.Ульяновска
Служение
Ульяновск (Симбирск), церковь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1946
Месяц начала 5
После назначения к о.Гавриилу стали приезжать верующие Базарного Уреня и близлежащих
деревень, которые к нему ходили ранее тайно.
О.Гавриилу была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении
церковного устава.
Божественную литургию он совершал с особым духовным подъемом, со слезами молясь
за прихожан. Неотъемлемой частью богослужения у него была проповедь. Поучения его
были глубоки по смыслу и вместе с тем доступны пониманию всех молящихся. Власти,
видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением, решили отказать ему
в прописке как «врагу народа», и он был переведен настоятелем Никольской церкви
г.Мелекесс
Ульяновская о., г.Мелекесс (ныне Димитровград), церковь свт.Николая
архимандрит
Должность настоятель
Год окончания 1949
День окончания 8
Месяц окончания 6
С началом служения о.Гавриила духовная жизнь прихожан оживилась.
После служб в воскресные и праздничные дни, по благословению епископа
Ульяновского и Мелекесского Серафима (Шарапова) стали проводиться духовные беседы,
на которых толковались прочитанные во время литургии главы из Евангелия, изучались
молитвы. В церковь стало ходить много молодежи и детей, которых батюшка называл
«духовными цветами общества и Церкви».
Из воспоминаний духовной дочери о.Гавриила Марии Гоголевой:
«Батюшка Гавриил очень любил детей. Учил нас в детстве добрым делам, молитве
и послушанию. Мы, дети, после богослужения провожали его до дома. Шли всегда
медленно и дорогой о.Гавриил рассказывал нам о чудесах Иисуса Христа.
Часто говорил нам, что его «утопят в ложке воды». Нам, конечно, было непонятно,
что он имел в виду предстоящий арест. Впоследствии все так и получилось… «.
О.Гавриил, просвещенный Благодатью Божией, находил путь к каждому сердцу.
Он терпеливо выслушивал человека, стараясь войти во все его скорби и нужды,
и только после этого подавал советы, руководствуясь при этом Священным Писанием,
правилами Священных Соборов, писаниями святых отцов.
Господь дал ему дар прозрения, по его молитвам происходили исцеления.
О.Гавриил был скромным, кротким, смиренным человеком.
Добрый и снисходительный к другим, он был необычайно строг к себе.
Он вел аскетическую подвижническую жизнь, тайно носил вериги, имел всецелое
послушание своим архипастырям и искренне любил их.
Из его послужного списка:
«Под духовным судом не был, запрещению не подвергался,
в расколе не был и в обновленчестве не состоял».
В 1946–1947гг. о.Гавриил посетил своего любимого наставника и духовника
по Марфо-Мариинской обители архимандрита Сергия (Сребрянского), который находился
в ссылке в с.Владычня Тверской обл. Это была их последняя встреча в земной жизни.
(Архимандрит Сергий умер в 1948г.)
О.Гавриил был строг по отношению к церковному причту — церковному старосте,
председателю ревизионной комиссии и т.п., не терпел пьянства и безнравственности.
Не всем это нравилось. В Патриархию уполномоченному по делам религий стали
поступать клеветнические письма на о.Гавриила от членов приходского совета,
от регента хора и т.д., которым неоднократно настоятель делал замечания.
Батюшка сам обращался к архиерею с просьбой о переводе, но получил отказ
Места проживания
Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4
Год окончания 1949
Месяц окончания 6
В г.Мелекессе о.Гавриил купил себе небольшой домик благодаря денежной помощи
брата Григория, который проживал в Москве, работая на заводе
Аресты
Ульяновская о., г.Мелекесс, церковь свт.Николая
Год ареста 1949
День ареста 8
Месяц ареста 6
О.Гавриил был арестован во время богослужения (после очередного доноса).
Донос был лишь поводом для ареста, на самом деле сотрудники ГБ выполняли директиву
МГБ от 26 октября 1948г. о том, что все священники, отбывшие срок заключения, должны
быть снова арестованы и сосланы пожизненно.
Прихожане тяжело переживали расставание с о.Гавриилом, все плакали.
Когда его вывели из церкви, арестовавшие остановили проезжающую машину с
углем и посадили батюшку на нее, чтобы довезти до отдела милиции. Многие из
прихожан бежали за машиной со слезами, чтобы получить благословение и попрощаться.
Когда машина подъехала к милиции, о.Гавриила было не узнать: он был весь черный
от угольной пыли
Осуждения
Ульяновский областной суд
29 /12 /1949
Обвинение «проводит среди верующих на протяжении ряда лет антисоветскую пропаганду, проводил с верующими собеседования, беседы п
Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР
Приговор 10 лет ИТЛ с поражением в правах на 5 лет с конфискацией дома
Под следствием о.Гавриил был семь месяцев.
Из материалов дела:
«Мелекесскую церковь превратил в духовную школу, в которой в праздничные и
воскресные дни после церковной службы с верующими проводились беседы
по изучению молитв, обрабатывал верующих в антисоветском духе, привлекая
к церкви молодежь и детей школьного возраста, называя их духовными цветами
жизни и Церкви.
В одной из проповедей сказал:
«Родители, чтобы не допустить детей к неповиновению,
нужно им всегда внушать слово Божие. Утром встанет дитя —
заставить его молиться, приучать к страху Божию, тогда дети
будут расти послушными».
Игнорировал марксистско-ленинские науки…
Во время церковной службы упоминал врага революционного движения о.Иоанна
Кронштадтского…
В Базарном Урене (до 1949г.) проводил нелегальные богослужения».
Под следствием о.Гавриил находился в течение семи месяцев.
Мучительные допросы начинались в 11 часов вечера и продолжались до 2–3 часов ночи.
Как писал позже сам батюшка, «один из следователей вел себя просто по-зверски:
когда допрашивал, всячески ругался, унижал, иногда даже бил».
Но батюшка на всех допросах, на суде и в жалобах
в Верховный суд РСФСР не признавал себя виновным в антисоветской пропаганде:
«Настроен я религиозно, я человек верующий, антисоветской агитацией никогда
не занимался. Сборищ не собирал. Проповеди говорил только в церкви.
Призывал верующих к честному труду и исполнению своих гражданских
обязанностей, заботе о семье и к тому, чтобы быть полезным членом
общества и государства».
Относительно «игнорирования науки» архимандрит сказал:
«Это неправда, науку я люблю и всю жизнь учусь и другим советую учиться…
Наука облагораживает человека и облегчает ему жизнь. Пред людьми науки я
преклоняюсь и превозношу их имена, труды и открытия. О сотворении на земле
человека говорил, как написано в Св.Писании, по-другому и не мог сказать».
29 декабря 1949г. Областной суд приговорил о.Гавриила к 10 годам ИТЛ.
Этот приговор был подтвержден определением Судебной Коллегии по уголовным делам
Верховного Суда РСФСР от 23 февраля 1950г.
Места заключения
Ульяновская о., г.Мелекесс, тюрьма
Год начала 1949
День начала 8
Месяц начала 6
Год окончания 1949
Вскоре был переведен во внутреннюю тюрьму МГБ, под более строгий надзор.
Ульяновск, внутренняя тюрьма управления МГБ Ульяновской обл.
Год начала 1949
Год окончания 1950
Месяц окончания 1
После вынесения приговора о.Гавриил был отправлен для отбытия срока в
исправительно-трудовую колонию (ИТК) для инвалидов на ст.Поливаново,
что в 100 км от Ульяновска
Ульяновская о., ст.Поливаново, ИТК для инвалидов
Год начала 1950
Месяц начала 1
Год окончания 1950
Месяц окончания 1
Тюрьму о.Гавриил всегда называл «курортной лечебницей», где душа верующего
человека исцеляется терпением, смирением, перенесением скорбей и молитвой.
Известно, что в поливановской тюрьме о.Гавриил как старец и как священнослужитель
вел себя во всем безупречно. Терпеливо нес свой крест и других научал терпению,
ко всем относился с любовью и всех уважал, за что и все окружающие его ценили,
уважали и любили.
От своих духовных чад он получал много посылок и передач, которыми оделял всех
сокамерников.
Из воспоминаний его духовной дочери Марии Гоголевой:
«…Я была уже старшеклассницей, и в зимние школьные каникулы решила поехать
к батюшке в тюрьму, хотя взрослые говорили, что ему не разрешают свидания…
Родители собрали для батюшки передачу. В тюрьме в свидании мне отказали, и я
стала плакать. Надзиратель стал спрашивать, кто мне о.Гавриил? Я, конечно, к
этому не была готова и сказала, что он приходится моей маме дедушкой.
Затем надзиратель пошел к батюшке и спросил: «Кто у Вас родственники?»
О.Гавриил назвал меня первой, подтвердил мои слова и описал мою внешность.
Я была так удивлена, что он, не видя меня, мог узнать, что я приехала в тюрьму.
Свидание мне разрешили, мы много разговаривали с батюшкой, и я была рада
этому, ведь многие приезжали к батюшке в тюрьму, и никому не давали свиданий».
Среди заключенных был убежденный атеист, который работал секретным сотрудником и
клеветал на всех, внушал заключенным, что для сохранения жизни нужно отречься
от Христа и держаться марксистских убеждений. Верующие возмущались его высказываниями,
но возражать ему боялись. Однако находились решительные люди, в том числе о.Гавриил,
которые, не страшась его доносов, безбоязненно вступали с ним в спор, за что
они впоследствии поплатились. Больше всего от этого человека пришлось поплатиться
о.Гавриилу. Доносчик ежедневной клеветой добился того, что старого, немощного
о.Гавриила, единственного из всего отделения ИТК, отправили этапом в товарном вагоне
в лютую январскую стужу в лагерь МВД СССР г.Мариинска
Кемеровская о., Сиблаг МВД, Мариинский ИТЛ
Год начала 1950
Год окончания 1954
День окончания 3
Месяц окончания 10
По прибытии в лагерь его поселили в барак, где содержались уголовники, рецидивисты,
которые, даже находясь в заключении, продолжали совершать преступления, в том числе
и убийства. Когда надзиратель вел о.Гавриила первый раз в камеру по длинному
коридору, батюшка несколько раз попросил отдохнуть — одышка и сердечная боль
давали о себе знать. Надзиратель во время отдыха внимательно смотрел на
батюшку и думал, что в первую же ночь убьют его — ведь без убийства не проходило
ни одной ночи. Когда открыли дверь камеры, батюшка вошел туда и возгласил: «Мир
вам!» Сказал, что он священник, попросил разрешения помолиться. Сначала сокамерники
возмутились, но потом как-то притихли и стали слушать молитву, в которой он поминал
всех страждущих и озлобленных. И вскоре все они почувствовали на себе благодать Божию.
С появлением о.Гавриила здесь уже не наблюдалось тяжких преступлений.
И в лагере о.Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с
заключенными, исповедовал, отпевал умерших. Все это запрещалось лагерным
начальством и за нарушение полагался карцер, из которого можно было не выйти.
Поэтому богослужения и беседы на духовные темы проходили тайно.
В лагерь о.Гавриилу приходило много посылок от его духовных чад с продуктами,
которыми он оделял всех живущих вместе с ним. Делить продукты в камере доверяли
только о.Гавриилу, как старшему. Зачастую он отдавал свой кусок хлеба самым
истощенным, лечил обмороженных.
Несмотря на преклонный возраст и болезни, лагерное начальство назначало его на
тяжелые работы. В зоне во время работы старец выглядел усталым, изможденным,
но люди видели в нем необыкновенную силу духа, веры, любви и обращались к нему
за поддержкой.
Где бы ни пребывал батюшка, всюду царили мир и покой. В лагерном пункте его все
полюбили. За всех осужденных он молился. Даже некоторые из надзирателей приходили в
его барак, чтобы послушать наставления и беседы.
В Мариинском лагере о.Гавриил находился вместе с московским врачом Николаем
Алексеевичем Ладновым, который заботился о батюшке, как о родном отце, в заключении
учил его лекарствами, которые получал из Москвы в передачах и посылках. О.Гавриил
впоследствии говорил, что благодаря такой заботе тяжело больной, он выжил в лагере.
Своих прежних духовных чад он тоже не оставлял без пастырского попечения, присылая
в своих письмах наставления, проповеди, духовные труды, старался всячески поддержать
их, хотя сам находился в несравненно более тяжелом положении.
И впоследствии он никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни, хотя провел
в лагерях в общей сложности 14 (17 с половиной?) лет. Только говорил:
«Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и
потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю
православных, испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его
очищения и исцеления».
Начальник лагеря относился к о.Гавриилу с большим уважением: когда у него
заболела жена, он обратился к батюшке с просьбой молиться за нее, пригласил
о.Гавриила домой. Он жил у начальника лагеря две недели, и по молитвам старца
жена получила полное исцеление, а раньше все лечение у врачей было бесполезным.
О.Гавриил обладал даром прозорливости.
Одна заключенная — Ольга, работавшая в лагере на кухне, вспоминала, что пекла
на Пасху куличи для всех заключенных, а батюшка служил службу и благословлял их.
О.Гавриил был очень строг к себе — показательно, что даже в трудные лагерные годы он
не нарушал постов.
Ольга любила повторять, что о.Гавриил из тюрьмы сделал тайный монастырь.
О.Гавриил предрек ей скорое освобождение
и то, что они еще увидятся. И действительно, Ольга была вскоре освобождена и
купила в Мелекессе дом на ул.Неверова, где батюшка жил впоследствии после освобождения.
После смерти И.В.Сталина в марте 1953г. была объявлена амнистия заключенным,
но о.Гавриил продолжал отбывать свой срок в лагере.
4 сентября 1953г. он написал жалобу в Верховный суд СССР, в которой
просил отменить постановление Ульяновского областного суда как незаконное и
построенное на клеветнических показаниях свидетелей. Как и прежде, он не признавал
своей вины. Его просьбу удовлетворили в октябре 1954г., притом за его досрочное
освобождение хлопотал и начальник лагеря, жена которого по молитвам батюшки
получила полное исцеление от тяжелой болезни.
23 октября 1954г. состоялось заседание Кемеровского облсуда, на котором было
вынесено постановление о досрочном освобождении о.Гавриила по болезни.
Он был освобожден, отбыв ровно половину срока, как ему было предсказано в пророческом сне
Места проживания
Ульяновская о., г.Мелекесс, дом Евдокии Васильевны Ирдинкиной
Год начала 1954
Месяц начала 10
Год окончания 1955
Месяц окончания 1
После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором
было Священное Писание и рукописи его духовных трудов.
Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали.
Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но
нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех
Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда
горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило…
О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной
Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью
реабилитирован и ему был возвращен его дом.
В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их
жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: «Будете за мной ухаживать, я человек
больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас»
Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4
Год начала 1955
Месяц начала 1
Год окончания 1959
День окончания 18
Месяц окончания 10
Как говорил сам о.Гавриил, он «вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться
за своих врагов», строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не
служил в храме — было слабое здоровье.
Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя
в храм, он стоял всегда у порога среди нищих.
О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский
Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что «с этим вопросом следует
обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии», а те боялись
в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря.
Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали
во всей стране.
По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь.
Он стал служить Божественную Литургию у себя дома.
Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов
страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое
духовное «лекарство».
Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета,
благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем.
О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений.
Этому имеется более 100 свидетельств.
Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные
пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его
святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью.
О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила
его сестра Пелагея, а младший брат Григорий — в Москве, но последние годы жизни
батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские
места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина,
глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево),
Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал
крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых
Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих
родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам
был крещен.
Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди.
Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него
любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а
приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие
лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались.
О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги
долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал
полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не
вспоминал об этом.
Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал
вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным
для суетного мирского духа.
Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях,
выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом,
ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни.
К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500
адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий,
Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит,
Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др.
Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший
Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение
о его духовных чадах в Мелекессе.
О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное
наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно
переписывались и стали достояниями многих людей
Кончина
1959
День 18
Месяц 10
Место Ульяновская о., г.Мелекесс (ныне Димитровград)
Место захоронения Ульяновская о., г.Мелекесс (ныне Димитровград), городское кладбище (до 2000г.), ныне мощи его в Никольском соборе
Телесные силы о.Гавриила все более слабели, состояние здоровья ухудшалось
и старец стал готовиться к переходу в Горний мир.
Душа о.Гавриила пребывала в непрестанной молитве и незлобии. Молился он не только днем,
но и ночью, непрерывно, не давая себе телесного покоя до самой смерти.
До последнего часа рядом с ним были его духовные чада Евдокия Васильевна, Мария
Андреевна и Ольга Андреевна.
За три дня до смерти о.Гавриил видел необыкновенный свет и в нем Господа, разговаривал
с Ним. Накануне дня смерти, в субботу 17 октября, он дома сам отслужил
Божественную Литургию, причастился. Вечером отслужил всенощную, потом вышел
немного погулять, но вернувшись, от ужина отказался. Лег, попросив почитать
акафист «Иисусу Сладчайшему». Слушал лежа, и вдруг стал говорить, что тяжело
дышать, попросил прочитать «Канон при разлучении души от тела»,
а потом попросил помазать его священным елеем со Святой Афонской горы.
Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, потом начал
немного успокаиваться, показалось, что он уснет. Батюшка открыл глаза,
посмотрел на всех нас и потом их закрыл. Сначала думали, что он спит,
но пульс уже не бился.
Сразу пригласили протоиерея Илью Толокнова, который отслужил краткую литию по
новопреставленному о.Гавриилу.
Затем тело почившего помазали крестоообразно освященным елеем, облекли в
священническое облачение и совершили панихиду. После этого было непрерывное чтение
Евангелия у гроба почившего.
20 октября состоялись похороны батюшки Гавриила при большом стечении духовенства
и мирян, преданных и любящих чад, приехавших из разных концов страны. Среди
многих священнослужителей тут был о.Иоанн Снычев, впоследствии митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский.
Гроб с телом батюшки несли на руках, из-за множества народа было остановлено
движение транспорта на улице. В Никольской церкви была отслужена Божественная
Литургия и совершено отпевание батюшки по монашескому и священническому чину.
После отпевания под колокольный звон гроб с телом батюшки был обнесен вокруг
храма и процессия направилась на городское кладбище, расположенное недалеко
от Никольской церкви, где он и был похоронен.
На его могиле был установлен большой деревянный крест.
Народное почитание его не прекращалось.
Еще при жизни о.Гавриил говорил своим духовным чадам:
«Когда меня не станет, ходите ко мне на могилку. Все, что у вас есть на душе,
что ни случилось с вами, припав к земле, как живому, расскажите. И я вас
услышу и помогу. Для вас я всегда живой».
На могилу приходило множество людей, обращаясь к почившему старцу за молитвенной
помощью и получали исцеление.
На Архиерейском Соборе 13–16 августа 2000г. была совершена канонизация
архимандрита Гавриила в чине преподобноисповедника.
5(18) октября 2000г., в день его памяти (день преставления) состоялось
обретение мощей преподобноисповедника Гавриила, состоялся крестный ход и
перенесение мощей в Никольский собор г.Мелекесса (Димитровграда).
Мощи преподобноисповедника Гавриила были открыты для всенародного поклонения.
На его родине в с.Сосновка (бывшая Самодуровка) был установлен
памятный деревянный крест на месте, где когда-то стоял дом, где он родился
Канонизация
Преподобноисповедник архимандрит Гавриил (Игошкин)
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 05.10
Новый стиль 18.10
день блаженной кончины (1959г.)
Реабилитация
1
Дата 06/01/1955
Кем реабилитирован Президиум Верховного Суда РСФСР
По году репрессий 1949
2
Дата 11/10/1991
Кем реабилитирован Прокуратура СССР
По году репрессий 1931
3
Дата 15/12/1989
Кем реабилитирован Прокуратура Московской обл.
По году репрессий 1937
Труды
1. «О загробной жизни».
2. «Толкование Апокалипсиса».
3. «Беседа двух старцев».
Публикации
1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и
исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
2. Житие преподобноисповедника Гавриила Мелекесского// Московские Епархиальные Ведомости. 2001. N 6. С.27–35.
3. Угодник Божий Гавриил, архимандрит Мелекесский/ Сост. Людмила Куликова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 144с.
Документы
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-1086. ЛЛ.57–62,332,796,843.
2. Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ          //martyrs.pstbi.ru/

 

(21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *