РЕПРЕССИРОВАННЫЕ СВЯЩЕННИКИ и МОНАХИНИ НА ТЕРРИТОРИИ НЫНЕШНЕГО КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА:
Священники Даты жизни Место рождения и последнего служения Судьба (мера наказания)
Батаев (Ботаев) Андрей Карпович 1868 — 27.04.1931 С. Дьяковка — С. Ахмат Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)
Бондаренко Михаил Кузьмич 18.10.1884 — 27.04.1931 С. Красный Кут —
С. Салтово Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)
Годинов Николай Петрович 1888 —
27.04.1931 Пугачёвский р-н — С. Красный Кут Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)
Годинов Петр Федорович 1866 — 26.11.1937 Г. Самара — С. Логиновка Расстрелян 26.11.1937 в Покровске (Энгельсе)
Иоанн Стефанович Орлов 1868 — не ранее 1919 С. Сока Симбирской губ. Судьба не известна
МОНАХИНИ (монашки)
Батаева Прасковья Петровна Род. 1885 С. Дьяковка 24.01.1931 г. осуждена к 3 годам лишения свободы в ИТЛ
Кудрявцева Пелагея Савельевна Род. 1873 С. Дьяковка 24.01.1931 г.
Приговорена к высылке в Северный край на 3 года
Все названные священники и монахини реабилитированы в 1989 г.. Саратовской областной прокуратурой, за исключением о. Иоанна Орлова. Материалы Дела № 106-7: «Дело Саратовского революционного Трибунала по обвинению священника Иоанна Орлова в призыве прихожан к неподчинению Советской власти и возврату к старому. Началось ноября 26 дня 1918 года. Кончилось января 16 дня 1919 года» опубликованы на сайте Саратовской Митрополии (А. Кисина, А. Ашмаров. «Все три креста — твои, Россия» //
У нас, к сожалению, нет материалов дела против священников Краснокутского района 1931 года, но есть некоторые сведения из «Самарских Епархиальных Ведомостей» 1918 года, где сообщается:
« …а) Протоиерей Иоанн Орлов (из с. Красного Кута) отказался венчать разведенных трибуналом лиц. Это послужило поводом к след. Постановлению: «Выпись из протокола Краснокутского сельского исполнительного Комитета совета с.р.к. Депутатов от 18-го марта 1918 года.
Параграф 6. Священника Орлова, как явно не повинующегося советской власти, от занимаемой обязанности отстранить, обязав его свои обязанности, дела, церковную утварь передать священнику Полянцеву. По сдаче дел Орлова отправить в распоряжение Новоузенского У. Совета с.р.к. Деп.
Параграф 7. Предложить церковному совету сейчас же сделать передачу дел и имущества Орловым Полянцеву». Приходский совет конечно счел себя не в праве приводить в исполнение указанное постановление и решил созвать в нед. Православия общее приходское собрание в церкви. Среди прихожан началось брожение. Но «власть», опирающаяся на штыки, не допустила созыва приходского собрания, а созвала граждан с. Красного Кута в театре (кинематографе) с расставленными по всем углам и выходам штыками с неоднократными среди заседания выстрелами. Но несмотря на «такую» обстановку и на дурную погоду, прихожане шли к театру со всех сторон постоять за «духовенство». Действительно вся масса, наполнившая театр, вопреки неимоверным усилиям «врагов» очернить о. Орлова, дружно и бурно отвергла постановление исполнительного Комитета и единогласно чрез поднятие рук; выразила доверие о. Орлову. После такого исхода часть прихожан тут же просила последнего идти с ними в храм отслужить благодарственный молебен.
б) За созыв 20 марта (стар. стиля) благочиннического совета без разрешения местной власти постановлено благочинного Орлова и весь состав благочиннического совета предать «революционному суду».
в) За произнесенную о. Орловым в неделю крестопоклонную (25 марта) проповедь о «кресте России» он привлекается к ответственности при объявленном незадолго до этого военном положении. «Комиссар по борьбе с контр-революцией» обязал о. Орлова подпискою не выезжать из Красного Кута. Результаты по пунктам б) и в) еще не известны.
«Вождь местной советской власти» не скрывает своего намерения во что бы то ни стало выжить о. Орлова из Красного Кута».
«…В селе Карпенке местная советская власть неоднократно делала распоряжение местному священнику Николаю Годинову венчать недостигших совершеннолетия «без всякого разрешения», не поминать за службами патриарха и друг. Но о. Годинов, опираясь на расположение к нему прихожан, категорически отказался выполнять эти требования».
«…Священник с. Салтова Петр Годинов в июне 1917 г. в один из праздничных дней после службы завел с прихожанами беседу о Законе Божием в виду ожидаемого упразднения его преподавания в школах. Прихожане высказались за обязательность преподавания закона Божия. Случившиеся в селе «матросы» возмутили некоторых лиц против о. Годинова и за «агитацию в церкви против временного правительства» отправили его, арестованного, под конвоем в г. Новоузенск. Уездная власть, не признав виновным о. Годинова, отпустила его с миром. Приход особым приговором выразил ему свое доверие».
(«Самарские епархиальные ведомости» № 9-10 (май 1918 г.)».
Все репрессированные Краснокутские священники твёрдо стояли на позициях Православной Веры, не шли ни на какие компромиссы с совестью. Из имеющихся материалов не явствует, что священник Иоанн Орлов был расстрелян в 1919 году, судьба его неизвестна.
По воспоминаниям старожилов Красного Кута известно, что нескольких священников истязали, а затем расстреляли в Красном Куте в 1937 г., известно и место их захоронения, на котором нет пока никаких памятных знаков.
*
В архивных материалах обнаружены послужные списки Ахматских священников и сведения о их семьях:
— о. Александр Иоаннович Соловьев — род. 16.06.1873 в семье Саратовского мещанина, окончил курс в Саратовском Городском Училище, с 1892 по 1895 обучался в Московской Миссионерской школе при Николаевском Единоверческом монастыре, которой заведовал Архимандрит Павел (Прусский). После работал в Самарской губернии учителем и помощником миссионера. В Ахмате священствовал с 1907 г., заведовал Церковно-приходской школой, был законоучителем в земских школах в с. Ахмат и в д. Лавровке. В семействе у него жена Мария Феодоровна (род. 23.01.1873); мать его Наталия Димитриевна Соловьева (род. 26.08.1847); дети: Серафима (род. 06.05.1901), Вера (род. 22.02.1904) обучаются в Красно-Кутской гимназии.
— о. Андрей Карпович Батаев — род. 02.10.1868 г., сын крестьянина села Дьяковки Окончил курс в Дьяковской начальной Земской школе. По прошению без экзамена определен на должность псаломщика в село Ахмат 02.05.1902 г. Посвящен в стихарь 05.06.1911 г. В 08.01.1914 г. ему преподано Архипастырское благословение за усердную и плодотворную деятельность по пению в церковной школе, 04.05.1914 г. за особенно-аккуратное ведение церковных документов выражено одобрение Епархиальным Начальством со внесением в формулярный список, 11.02.1915 г. объявлена Благодарность Епархиального Начальства за хорошее ведение церковных документов. В семействе жена Евдокия Феодорова (род. 10.08.1869). Священствовать стал, видимо, после революции 1917 г.
Из «Самарских Епархиальных Ведомостей» получены также отрывочные сведения о семьях некоторых других священнослужителей.
*
Разыскивая информацию о священнослужителях Краснокутского района, мы попутно замечали информацию о репрессированных жителях Новоузенского уезда в целом, чтобы выяснить ситуацию в соседних с нашим районах, входивших до войны, по большей части, в состав Автономной республики Немцев Поволжья. В результате собрана ценная, на наш взгляд, информация о пострадавших за Христа жителях нашей ближайшей округи. Аналогичная работа была недавно проделана сотрудниками Пугачёвского краеведческого музея им. К.И. Журавлёва, собравших информацию по пострадавшим за Христа жителям Пугачёвского района и опубликовавшим её на интернет-сайте своего Музея.
Сведения о расстрелянных священниках Краснокутского района обнаружены в материалах Группового дела: «Дело священников о. Карпа Мусаткина, о. Михаила Хераскова и др. (11 человек), г. Покровск (Энгельс), 1931 г.» . Дело N Д.ОФ-24805 архива УФСБ РФ по Саратовской обл., по которому 10 священников и один член церковного совета:
«Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая духовенством и создавшая по всей почти территории республики многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах:
В г. Покровске — возглавляемая попом М. Херасковым, членом Епархиального Совета, попом К. Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя ячейки из окружающих сел:
В Анисовке (Покровский кантон) — возглавляемая попом Т.В. Угловым,
в Квасниковке — попом А. Антоновым,
в с. Калуге (Федоровский кантон) — попом Георгиевским,
в с. Ваулино — попом Шаровым,
в с. Мордовое — попом Крестовоздвиженским,
в с. Ахмат — попом Омировым,
в с. Салтове — попом Бондаренко,
в с. Красный Кут — попом Годиновым,
в с. Ахмат — попом Батаевым…
Возникновение организации духовенства относится к 1919 г. с момента приезда в г. Покровск епископа Тихона (Оболенского)…».
… Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки:
В с. Ваулино — во главе с попом Шаровым,
в с. Ахмат — попом Омировым,
в с. Мордовое — с попом Крестовоздвиженским,
в с. Ахмат Краснокутского кантона — во главе с попом Батаевым,
в Красном Куте — с попом Годиновым,
в с. Логиновке — с попом Бондаренко,
в с. Романовке и с. Калуге Федоровского кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный попом Антоновым…
Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г. Покровске, Квасниковке и Анисовке… В Покровске — руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов. В Анисовке — Углов и в Квасниковке — Антонов.
Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации, ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем вооруженного восстания и восстановление демократической республики».
Таким образом, в одном и том же деле говорится о священнике с. Салтова Бондаренко и священнике с. Логиновка Бондаренко. Непонятно, это два разных человека – однофамильца, или это одно и то же лицо, просто перепутано название села, где служил священник Бондаренко.
Храмы и священнослужители Краснокутского района— первая часть этой статьи.
(43)