«Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г.»
Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805
Кол. Человек 10 священников, 1 член церковного совета
Основные обвиняемые
-
-
- протоиерей Завражин Николай Иванович священник Белов Сергей Александрович священник Витевский Василий Иванович священник Мусаткин Карп Григорьевич священник Херасков Михаил Иванович
-
Период Cледствия
-
-
- Регион АССР Немцев Поволжья (Саратовская обл.), г.Покровск (Энгельс)
Период Следст с ноября 1930г. до 31 августа 1931г.
Место Закл.След АССР Немцев Поволжья, г.Покровск, ИТД
Основное обвин. «член к/р повстанческой церковной организации, ставившей целью свержение Соввласти и восстановление демократической республики» Год Оконч Следст. 1931
- Регион АССР Немцев Поволжья (Саратовская обл.), г.Покровск (Энгельс)
-
Общее описание Дела
По делу было арестовано 11 человек.В их число входило 10 священников и один член церковного совета.
Из материалов дела:»В ГПУ стали поступать сведения о том, что в Троицкой церкви г.Покровска начиная с 1929г. происходят… нелегальные собрания…. Кроме священника Троицкой церкви М.Хераскова на собраниях присутствует и духовенство из других церквей… На собраниях велись обсуждения правительственных мероприятий. Одновременно поступают сведения о том, что в Вознесенской церкви
г.Покровска во время богослужения распространялось «святое письмо
Божией Матери», в котором говорилось, что «пойдет народ на народ и брат
на брата»…
Все вышеуказанное побудило ГПУ усилить наблюдение за деятельностью
православного духовенства г.Покровска, при котором обнаруживается, что
в квартире попа Вознесенской церкви Карпа Мусаткина происходят сборища
духовенства не только г.Покровска, но и близ расположенных сел.
Из Покровского духовенства на собраниях у Мусаткина собирались
М.И.Херасков, Н.И.Завражин, Ф.Д.Волковский, А.А.Попов, В.И.Сурков,
С.А.Белов, В.И.Витевский,
из сел же Квасниковки — А.Ф.Антонов, из с.Анисовки — Т.В.Углов, из
с.Калуги — А.Георгиевский…
Кроме духовенства, в сборищах у Мусаткина принимали участие и члены церковных
советов, близко стоящие к духовенству…
Кроме того, установлено, что некоторые священники имели тесные взаимоотношения
с митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым), регулярно посещая
его, якобы по делам службы…
Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала
к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая
духовенством и создавшая по всей почти территории республики
многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах.
В г.Покровске — возглавляемая попом М.Херасковым, членом Епархиального
Совета, попом К.Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя
ячейки из окружающих сел: в Анисовке (Покровский кантон) — возглавляемая
попом Т.В.Угловым, в Квасниковке — попом А.Антоновым, в с.Калуге
(Федоровский кантон) — попом Георгиевским, в с.Ваулино — попом Шаровым,
в с.Мордовое — попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат — — попом Омировым,
в с.Салтове — попом Бондаренко, в с.Красный Кут — попом Годиновым,
в с.Ахмат — попом Батаевым…
Возникновение организации духовенства относится к 1919г. с момента приезда
в г.Покровск епископа Тихона (Оболенского)…
С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую
целью борьбу с мероприятиями Соввласти…».
Из показаний свидетелей и обвиняемых на допросе:
«…С прибытием Тихона жизнь духовенства всколыхнулась. Епископ часто
служил в бывшей Троицкой церкви, приглашая на службу с собой священников
других церквей.
Приглашая к себе на квартиру некоторых попов, через беседы с ними узнавал
все, что ему было нужно…
Выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми проводниками мыслей
Тихона…».
«Епископ Тихон, как тонкий политик по идеологии, вызывал к себе и обрабатывал
Аксенова, Белова, Волковского, Суркова, Дроздова и, как впоследствии
выяснилось, Тихон говорил… об одном и том же: что при Советской власти
необходимо духовенству теснее сплотиться на защиту Церкви, что Соввласть
враждебна религии…
После молебнов, в положенные дни, на каковых должно участвовать все
духовенство, епископ задерживал священников в алтаре и беседовал на ту же тему…».
Кроме перечисленной к/р работы среди духовенства, епископ Тихон вел идеологическую
обработку и верующих, путем организации из числа мирян кружка
«Ревнителей Церкви», устройства собраний с общим пением, торжественных
крестных ходов и т.д., подготавливая и выявляя этим в среде верующих себе
сторонников и восстанавливая их против Соввласти.
Целью кружка «Ревнителей Церкви» было проводить в жизнь тайные мероприятия
во благо Церкви… На собраниях кружка Тихон подготавливал участников к
мысли о том, что Советская власть — временная, что нужно прилагать
старания к тому, чтобы народ не особенно доверялся ей и не дорожил ею.
Квартира епископа Тихона сделалась местом обсуждения всех сторон не
только церковной жизни, но и гражданской.
Точно такими же способами выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми
проводниками мыслей Тихона.
Приближенными Тихона были священники Полянцев, Белов, Солнцев, Андреев,
Игошкин и Александр (секретарь Тихона)…
Развитию… к/р деятельности … был нанесен удар, когда идеолог и
руководитель епископ Тихон в 1922г. из г.Покровска был сослан в Москву…».
На последующем этапе вследствии выселения епископа Тихона из г.Покровска
в деятельности организации наступает затишье…
Изъятие церковных ценностей, хотя духовенство было против него, прошло
спокойно…
После того… руководителем стал священник Дамаскин…
В 1921–1922гг. сборища организации проходили у него на квартире.
Дамаскин умер, и в качестве руководителя организации всплыла фигура
священника Аристарха Полянцева, который, несмотря на прибытие в 1925г.
епископа Павла (Флеринского),… остался до своей смерти руководителем
организации…
… Полянцев являлся горячим сторонником митрополита Петра Крутицкого.
Организация стала распространять листовки и письма к/р характера.
За одно из таких писем, присланное архиепископом Николаем из Америки
епископу Тихону священник Полянцев и священник Завражин
были осуждены Коллегией ОГПУ и высланы».
Из показаний С.Белова:
«Духовенство, как Мусаткин, Сурков и другие, за редким исключением,
разделяли ту точку зрения, что если бы Петр Крутицкий был у руля
Правления Церкви, то Церковь была бы в надежных руках…
В последнее время, когда митрополит Сергий и Серафим опубликовали свое
интервью о том, что в СССР нет гонений на религию, у нас в Покровске
поговаривали об объявления им бойкота. Почин этому сделали Мусаткин и Сурков».
Из материалов дела:
«В последний период руководящую роль в организации занимал митрополит
Серафим (Александров).
В 1928г. в связи с … коллективизацией, используя недовольство населения и
группируя около церковных советов к/р элемент, организация вновь начинает
активнейшую деятельность под руководством митрополита Саратовского Серафима
(Александрова), который с указанного времени и становится ее руководителем и
идеологом. Вызывая к себе отдельных священников, он обрабатывал их, давал им
указания в отношении мероприятий к/р характера…
Для конспирации к/р работы митрополит Серафим разослал обращение к
духовенству с запрещением ведения агитации против колхозного строительства…
К моменту вскрытия к/р организации она имела ряд к/р ячеек в селах,
руководителями которых которых было духовенство…
Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки:
В с.Ваулино — во главе с попом Шаровым, в с.Ахмат — попом Омировым,
в с.Мордовое — с попом Крестовоздвиженским, в с.Ахмат Краснокутского
кантона — во главе с попом Батаевым, в Красном Куте — с попом Годиновым,
в с.Логиновке — с попом Бондаренко, в с.Романовке и с.Калуге Федоровского
кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный
попом Антоновым…
Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г.Покровске, Квасниковке и
Анисовке… В Покровске — руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов.
В Анисовке — Углов и в Квасниковке — Антонов.
Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации,
ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем
вооруженного восстания и восстановление демократической республики.
Из показаний С.Белова:
«…Связь с митрополитом Серафимом от нашей Покровской к/р организации
поддерживали священники Херасков и Знаменский. Со стороны остального
духовенства с митрополитом связь была случайна и редка (по вызову).
Главными руководителями в нашей к/р организации были Херасков, Знаменский
и Мусаткин.
Местом собраний была квартира умершего священника Аристарха Полянцева.
Собирались и у других священников, как например, у Мусаткина.
Кроме того, собирались и в церкви, но по своим приходам вместе с мирянами.
Такое нелегальное сборище было и у священника Хераскова.
Организация действовала в широких размерах и в Покровске была сосредоточена
главным образом при приходских церквах — Крестовоздвиженской, Покровской,
Троицкой и Вознесенской кладбищенской».
Из материалов дела:
«…Главными организаторами к/р работы были: священник Крестовоздвиженской
церкви С.А.Белов и члены исполнительного органа при храме…
Здесь же участвовал и священник Кладбищенского храма А.Попов.
Сюда же примкнул и священник Троицкого храма Херасков с членом исполнительного
органа Василием Чертороевым.
Все руководящие указания получали от священника Сергия Белова, который
ездил в Саратов к митрополиту Серафиму с целью получения от него указаний,
как противодействовать распоряжениям нашего правительства…
Организация, задавшись целью свержения Соввласти, проводила нелегальные
собрания, обсуждая на них формы и методы борьбы с Соввластью и проводимыми
ею мероприятиями. Организация привлекала на свои нелегальные собрания не
только духовенство, но и верующее население, главным образом, приближенным
к церкви из числа членов церковных советов…
Одним из характерных сборищ являются сборища в Троицкой церкви.
Проводя собрания с верующими, духовенство также устраивало свои совещания в
квартирах священников Мусаткина, Полянцева, и у Хераскова, где обсуждались
не только вопросы церковного порядка, но и вопросы текущей политики.
Обрабатывая на нелегальных собраниях верующих, внедряли в их сознание мысль,
что коллективизация есть враг религии, и с наступлением стопроцентной
коллективизации наступит крах религии, а потому в колхоз входить не надо,
скоро будет война, и колхозы развалятся…
Как ранее ликвидированные, так и вскрытые в настоящее время к/р ячейки
организации духовенства ставили перед собой общие задачи как в политическом,
так и в экономическом отношении, т.е. свержение Соввласти путем вооруженного
восстания и восстановление демократической республики.
Подготавливая и обрабатывая верующих, организация внедряла им мысль о
скорой интервенции, при которой восстание внутри страны поможет свергнуть
Соввласть».
27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено,
и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный
приговор по ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были
приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) — к 5 годам концлагерей,
и двое (священники Ф.Д.Волковский и Т.В.Углов) — к 5 годам высылки в Северный
край.
Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989г. прокуратурой
Саратовской обл.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ //martyrs.pstbi.ru/
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века (с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Список Пострадавших
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ-Источник //www.pstbi.ccas.ru
Обвинительное Заключение по делу № 276 (читайте полностью по ссылке)
Выписка из протокола по обвинению св.Мусаткина в числе 11человек
(10)