Храмы и священнослужители Краснокутского района

Храмы и священнослужители Краснокутского района

Перед революцией вся территория нынешнего Краснокутского района входила в состав Новоузенского уезда Самарской губернии, храмы принадлежали 5-му благочинническому округу Новоузенского уезда. По данным на 1914 год, на территории района находилось 9 храмов Божиих:

1. Николаевская церковь — с. Ахмат (1902 г., каменная).
2. Николаевская — с. Владимировки (1898 г., деревянная).
3. Николаевская — с. Дьяковки, не позднее 1824 г.
4. Александро-Невская домовая, при второклассной церковно-приходской школе, приписная к церкви с. Дьяковки.
5. Успенская — с. Карпёнок (бывшее с. Верхний Еруслан), не позднее 1841 г., деревянная, обложена кирпичом.
6. Казанско-Богородицкая — с. Логиновки (бывшее с. Нижний Еруслан),  до 1859 г.
7. Михаило-Архангельская — с. Красного Кута, с 1819 г. деревянная, восенью 1905 г. освящён новый каменный храм.
8. Св. Троицкая — с. Усатова.
9. Св. Николаевская — сельцо Ильинка (в 1914 г. была  временно закрыта по бедности прихожан и приписана к церкви соседнего  с. Воскресенки).

В 1915 году был освящён 10-й по счёту — Свято-Троицкий храм в с. Красный Кут (из перенесённого деревянного сруба прежней Михаило-Архангельской церкви, положенного кирпичом).

Самые старые из названных сёл и храмов основаны вначале 19-го века казаками-солевозами на пути Эльтонского соляного тракта от озера Эльтон к Покровской слободе, вдоль берегов реки Еруслан: это Дьяковка, Красный Кут, Логиновка (Нижний Еруслан) и Крапёнка (Верхний Еруслан). Остальные сёла, кроме Усатова,  были основаны более поздними переселенцами. И храмы в них были построены в конце 19-го — начале 20-го вв.

Из информации, собранной в «Самарских Епархиальных Ведомостях» за разные годы, удалось установить имена священников, служивших в храмах на территории нынешнего Краснокутского района. Сведения о них представлены в таблицах.
Сведения о некоторых священнослужителях содержатся в Справке Государственного Архива Самарской области от 28.07.2003 г., присланной на имя краснокутского краеведа Н.В. Журихина.

СВЯЩЕННИКИ И ДИАКОНЫ Годы служения

КРАСНЫЙ КУТ
1 О. Вениамин Рассудов 1845
2 О. Василий Никитич Серебряков (1820 г.р.) 1846 — ?
3 О. Николай Григорьевич Климентьев (1838 г.р.) 1862 — ?
4 О. Григорий Петрович Дроздов (1840 г.р.) 1864 -11.06.1880
5 О. Василий Иоаннович Воскресенский (1849 г.р.) 31.12.1879 — 1895
6 Диакон Дмитрий Прокопьевич Сарычевский (1840 г.р.) 1886 — 1895
7 Диакон Петр Алонзов 13.07.1888 — 18.08.1888
8 Диакон Иоанн (Иосиф?) Алексеевич Разумовский (1864 г.р.) 1895 — ?
9 Диакон Прокопий Петрович Зорин 27.01.1897 — 24.09.1905
10 О. Димитрий Гаврилович Покровский (1869 г.р.) 1886 — ?
11.07.1896 — 12.06.1898
11 О. Павел Петрович Виноградов (1853 г.р.) 12.06.1898 — ?
Награжден фиолетовой скуфьей, набедренником
12 О. Полиевкт Фролов  (Флоров) ? — 12.05.1903
Скончался в 1903
13 О. Иоанн Стефанович Орлов Не позднее февраля 1904 — 1918?
В 1908 утвержден в должности благочинного.
Награжден фиолетовой скуфьей 27.10.1897, камилавкой 13.04.1901, орденом Св. Анны 3-й степени 06.05.1914
14 Диакон Василий Стефанович Полянцев (22.02.1875 г.р.) 25.08.1905 — ?
Рукоположен в сан священника 2 февраля (год не указан) с оставлением на вакансии диакона
15 Диакон Василий Федорович Фролов (25.02.1875 г.р., сверхштатный) 1907 — ?
16 О. Николай Петрович Годинов Не ранее 1917 — 11.01.1931
17 О. Василий Стефанович Полянцев (1875 г.р.) Не позднее 1914 — 1918?
18 О. Николай Троицкий 1918?

С. АХМАТ
19 О. Василий Царёв 27.04.1902 — ?
20 О. Александр Иоаннович Соловьев
(род. 16.06 1873 ст.ст.)
Противораскольнический миссионер 01.12. 1907 — не ранее 1915
Награжден набедренником 31.03.1908, фиолетовою скуфьею 27.10.1914
21 О. Андрей Карпович Батаев Не ранее 1917 — 1931

С. ДЬЯКОВКА
22 О. Николай Русанов Не позднее 1868 — 28.10.1886
Награжден набедренником за обучение детей грамоте и честное житие 27.11.1868. Благочинный IV окр. — 1885 г.
Благодарность Его Преосвященства за составление брошюры «Православному простолюдину. О православной вере поучению Слова Божия. Против молокан, баптистов и штундистов»
23 О. Иоанн Архангельский 1887
Награжден камилавкой в 1887. Благочинный до 1889
24 Диакон Михаил Хмельков 27.10.1888 — ?
25 О. Константин Лопухин ? — 15.09.1889
26 О. Петр Поспелов 22.09. 1889 — ?
27 О. Петр Цветков 11.07. 1896
28 О. Димитрий Покровский ? — Не позднее 11.07.1896;
12.06.1898 — не ранее 1903
29 О. Афанасий Кряжимский ? — 13.02.1897
30 О. Павел Петрович Виноградов (1853 г.р.) ? — 12.06.1898
31 Диакон Игнатий Ельцов ? — 21.05.1899
32 Диакон Григорий Миронов 06.07.1899 — ?
33 О. Василий Крепкогорский ? — 21.04.1900
34 О. Николай Протасов 1900
35 О. Андрей Солнцев 28.04.1900 — 22.01.1901
36 О. Василий Аксенов ? — 10.03.1906
Наблюдатель церковно-приходских школ Новоузенского уезда
37 О. Виктор Альбокринов 20.05.1906 — 18.01.1910
Помощник благочинного 5-го округа
38 Диакон Никанор Рождественский 25.06.1906 — ?
39 Диакон Константин Румянцев 12.05.1909 — 18.01.1911
40 О. И. Поляков 1915
41 О. Михаил Царевский Не позднее 1902 — не ранее 1915
Награжден набедренником 1906

С. ЛОГИНОВКА (НИЖНИЙ ЕРУСЛАН)
42 Диакон Иоанн Терсиков ? — 17.12.1910
43 Диакон Константин Румянцев 18.01.1911 — ?
Рукоположен в сан иерея 08.05.1911. Награжден набедренником 1915.
44 О. Александр Замоломский 17.11.1915 — ?
45 О. Василий Поляков Не позднее 1911 — 15.11.1915
Уволен за штат в связи с поступлением в Казанскую Духовную Академию
46 О. Бондаренко 1931

С. ВЛАДИМИРОВКА
47 О. Василий Гусев 1901 — 1902
48 О. Мегарский 1903
49 О. Алексей Карташев 1904 — декабрь 1910
Награжден набедренником в апреле 1910
50 О. Иоанн Терсиков 17.12.1910 — не ранее 1915
Награжден скуфьею 06.11. 1915

С. КАРПЁНКА (ВЕРХНИЙ ЕРУСЛАН)
51 О. Стефан Остроумов До 1885 — 08.06.1890
52 О. Петр Горбунов 18.06.1890 — ?
53 О. Михаил Щеглов ? — февраль 1896
(запрещён и уволен за штат)
54 О. Димитрий Быстров 25.02.1896 — 12.10.1896
55 О. Александр Замоломский 20.09.1896 — 17.11.1915
Награждён набедренником — 1905 г.
56 О. Николай Петрович Годинов 1917

С. УСАТОВО
57 О. Д. Терновский 1909

ПОНОМАРИ, ПСАЛОМЩИКИ, ДЬЯЧКИ Годы служения

С. КРАСНЫЙ КУТ
1 Дьячок Захар Осипович Трубетцкий (1826 г.р.) 1845
2 Василий Васильевич Доктуров (1827 г.р.) 1845
3 Николай Павлович Мараховский (1829 г.р.) 1848 — ?
4 Иван Егорович Соловьев (1819 г.р.) 1849 — ?
5 Григорий Васильевич Плохов (1839 г.р.) 1864 — ?
6 Михаил Алексеевич Металлов (1849 г.р.) 1867 — 1879
7 Аристарх Михайлович Словохотов (1868 г.р.) 1888 — ?
8 Виктор Семенович Островидов (1868 г.р.) 1889 — ?
9 Александр Васильевич Софинский (1857 г.р.) 1891 — 1915
Рукоположен в диаконы в 1907, с оставлением на вакансии псаломщика
10 Прокопий Петрович Зорин (1859 г.р.) 1897 — ?

С. АХМАТ
11 Андрей Карпович Батаев 02.05.1902 — ?
12 Александр Чернышев ? — 27.05.1907
13 Иван Зорин 27.05.1907 — ?
14 Андрей Карпович Батаев Не позднее 1909 — не ранее 1915

С. ЛОГИНОВКА (НИЖНИЙ ЕРУСЛАН)
15 Феодор Сисоев 04.07.1909 — ?
15.09.1910 посвящен в сан диакона
16 Диакон Николай Тришин ? — 25.04.1911
17 Диакон Илья Казаров Май-июнь 1911 — ?

С. ДЬЯКОВКА
18 Александр Русанов ? — 27.07.1885
Рукоположен в сан иерея в 1885
19 Василий Фелицын ? — 13.08.1888
Уволен за штат
20 Константин Поспелов 2.08.1888 — ?
21 Яков Лебедев 18.03.1900 — ?
22 Максим Ерёмин ? — 01.08.1906
23 Феодор Филатов 01.08.1906 — ?
Посвящён в стихарь 07.04.1907,
Рукоположен в сан диакона 22.10.1907 с оставлением на занимаемом месте
24 Василий Протасов 17.09.1906
Рукоположен в сан диакона за 50-летнее служение церкви Божией с оставлением на занимаемом месте
25 Колпаков 1911 — 1912

С. ВЛАДИМИРОВКА
26 Мисников 1900
27 Николай Колоколов 1903 — 02.11.1905
28 Михаил Шишков 26.04.1906 — 11.07.1909
29 Владимир Архангельский Август 1910 — 23.09.1911
30 Василий Тимофеев 24.09.1911
31 Краснов 1911 — 1912

С. КАРПЁНКА (ВЕРХНИЙ ЕРУСЛАН)

32 Петр Березовский 12.05.1884 — ?
33 Пётр Марин 21.07.1896 — ?
34 Диакон Павел Перов 1912

С. УСАТОВО
35 Химов 1911 — 1912

Кроме представленной здесь информации, имеются также сведения, где прежде служили указанные священники и псаломщики и/или на какое новое место были перемещены. А также найдены сведения о церковных старостах, приходских попечительских советах, церковно-приходских школах и наиболее значительных суммах благотворительных пожертвований прихожан на нужды храмов.

Для поиска репрессированных священников по Краснокутскому району и по всему Новоузенскому уезду бывшей Самарской губернии использовались следующие издания:
1) За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956 Биографический справочник. Составители: Протоиерей Владимир Воробьев (рук.) и др. (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Москва. К настоящему времени вышло и поступило в библиотеки 6 томов этого многотомного издания: в 1997 году — Книга 1: А-К. Вторая книга, видимо, тогда не вышла. В 2015 году издание возобновилось, каждой букве алфавита посвящён отдельный том, вышли пять книг этого биографического справочника от «А» до «Д». Пока успели исследовать только Книгу первую: от А до К (1997 года).
2) В 2017 году в издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Собор Саратовских святых: сборник житий», автор-составитель иерей Максим Плякин. Но многие из репрессированных священнослужителей и мирян Краснокутского района в эту книгу не вошли.
3) Для поиска используются также два крупных интернет-сайта: 1) сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет (ПСТГУ) и 2)  сайт «Мемориал: Жертвы политического террора в СССР». Таким образом ясно, что поисковую работу в архивах необходимо, по возможности, продолжать и тщательно изучать все вновь выходящие по этой теме издания. (В первую очередь, издание ПСТГУ на следующие буквы алфавита).
С помощью поиска по интернету удалось установить имена и обстоятельства гибели четырёх священников Краснокутского района, а также имя одной репрессированной монахини (монашки) из села Дьяковки. Сведения о них представлены в таблице. К сожалению, родственников погибших священников и монашки пока найти не удалось. Фамилия «Батаев» сейчас встречается в Краснокутском районе, но известные нам люди не являются близкими родственниками репрессированных.

РЕПРЕССИРОВАННЫЕ СВЯЩЕННИКИ и МОНАХИНИ НА ТЕРРИТОРИИ НЫНЕШНЕГО КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА:

Священники Даты жизни Место рождения и последнего служения Судьба (мера наказания)
Батаев (Ботаев) Андрей Карпович 1868 — 27.04.1931 С. Дьяковка — С. Ахмат Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)

Бондаренко Михаил Кузьмич 18.10.1884 — 27.04.1931 С. Красный Кут —
С. Салтово Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)

Годинов Николай Петрович 1888 —
27.04.1931 Пугачёвский р-н — С. Красный Кут Расстрелян 27.04.1931 в Покровске (Энгельсе)

Годинов Петр Федорович 1866 — 26.11.1937 Г. Самара — С. Логиновка Расстрелян 26.11.1937 в Покровске (Энгельсе)

Иоанн Стефанович Орлов 1868 — не ранее 1919 С. Сока Симбирской губ. Судьба не известна

МОНАХИНИ (монашки)

Батаева Прасковья Петровна Род. 1885 С. Дьяковка 24.01.1931 г. осуждена к 3 годам лишения свободы в ИТЛ

Кудрявцева Пелагея Савельевна Род. 1873 С. Дьяковка 24.01.1931 г.
Приговорена к высылке в Северный край на 3 года

Все названные священники и монахини реабилитированы в 1989 г.. Саратовской областной прокуратурой, за исключением о. Иоанна Орлова. Материалы Дела  № 106-7: «Дело Саратовского революционного Трибунала по обвинению священника Иоанна Орлова в призыве прихожан к неподчинению Советской власти и возврату к старому. Началось ноября 26 дня 1918 года. Кончилось января 16 дня 1919 года» опубликованы на сайте Саратовской Митрополии (А. Кисина, А. Ашмаров. «Все три креста — твои, Россия» //
У нас, к сожалению, нет материалов дела против священников Краснокутского района 1931 года, но есть некоторые сведения из «Самарских Епархиальных Ведомостей» 1918 года, где сообщается:
« …а) Протоиерей Иоанн Орлов (из с. Красного Кута) отказался венчать разведенных трибуналом лиц. Это послужило поводом к след. Постановлению: «Выпись из протокола Краснокутского сельского исполнительного Комитета совета с.р.к. Депутатов от 18-го марта 1918 года.
Параграф 6. Священника Орлова, как явно не повинующегося советской власти, от занимаемой обязанности отстранить, обязав его свои обязанности, дела, церковную утварь передать священнику Полянцеву. По сдаче дел Орлова отправить в распоряжение Новоузенского У. Совета с.р.к. Деп.
Параграф 7. Предложить церковному совету сейчас же сделать передачу дел и имущества Орловым Полянцеву». Приходский совет конечно счел себя не в праве приводить в исполнение указанное постановление и решил созвать в нед. Православия общее приходское собрание в церкви. Среди прихожан началось брожение. Но «власть», опирающаяся на штыки, не допустила созыва приходского собрания, а созвала граждан с. Красного Кута в театре (кинематографе) с расставленными по всем углам и выходам штыками с неоднократными среди заседания выстрелами. Но несмотря на «такую» обстановку и на дурную погоду, прихожане шли к театру со всех сторон постоять за «духовенство». Действительно вся масса, наполнившая театр, вопреки неимоверным усилиям «врагов» очернить о. Орлова, дружно и бурно отвергла постановление исполнительного Комитета и единогласно чрез поднятие рук; выразила доверие о. Орлову. После такого исхода часть прихожан тут же просила последнего идти с ними в храм отслужить благодарственный молебен.
б) За созыв 20 марта (стар. стиля) благочиннического совета без разрешения местной власти постановлено благочинного Орлова и весь состав благочиннического совета предать «революционному суду».
в) За произнесенную о. Орловым в неделю крестопоклонную (25 марта) проповедь о «кресте России» он привлекается к ответственности при объявленном незадолго до этого военном положении. «Комиссар по борьбе с контр-революцией» обязал о. Орлова подпискою не выезжать из Красного Кута. Результаты по пунктам б) и в) еще не известны.
«Вождь местной советской власти» не скрывает своего намерения во что бы то ни стало выжить о. Орлова из Красного Кута».
«…В селе Карпенке местная советская власть неоднократно делала распоряжение местному священнику Николаю Годинову венчать недостигших совершеннолетия «без всякого разрешения», не поминать за службами патриарха и друг. Но о. Годинов, опираясь на расположение к нему прихожан, категорически отказался выполнять эти требования».
«…Священник с. Салтова Петр Годинов в июне 1917 г. в один из праздничных дней после службы завел с прихожанами беседу о Законе Божием в виду ожидаемого упразднения его преподавания в школах. Прихожане высказались за обязательность преподавания закона Божия. Случившиеся в селе «матросы» возмутили некоторых лиц против о. Годинова и за «агитацию в церкви против временного правительства» отправили его,  арестованного, под конвоем в г. Новоузенск. Уездная власть, не признав виновным о. Годинова, отпустила его с миром. Приход особым приговором выразил ему свое доверие».
(«Самарские епархиальные ведомости» № 9-10 (май 1918 г.)».

Все репрессированные Краснокутские священники твёрдо стояли на позициях Православной Веры, не шли ни на какие компромиссы с совестью. Из имеющихся материалов не явствует, что священник Иоанн Орлов был расстрелян в 1919 году, судьба его неизвестна.
По воспоминаниям старожилов Красного Кута известно, что нескольких священников истязали, а затем расстреляли в Красном Куте в 1937 г., известно и место их захоронения, на котором нет пока никаких памятных знаков.
*

В архивных материалах обнаружены послужные списки Ахматских священников и сведения о их семьях:

— о. Александр Иоаннович Соловьев — род. 16.06.1873 в семье Саратовского мещанина, окончил курс в Саратовском Городском Училище, с 1892 по 1895 обучался в Московской Миссионерской школе при Николаевском Единоверческом монастыре, которой заведовал Архимандрит Павел (Прусский). После работал в Самарской губернии учителем и помощником миссионера. В Ахмате священствовал с 1907 г., заведовал Церковно-приходской школой, был законоучителем в земских школах в с. Ахмат и в д. Лавровке. В семействе у него жена Мария Феодоровна (род. 23.01.1873); мать его Наталия Димитриевна Соловьева (род. 26.08.1847); дети: Серафима (род. 06.05.1901), Вера (род. 22.02.1904) обучаются в Красно-Кутской гимназии.
— о. Андрей Карпович Батаев — род. 02.10.1868 г., сын крестьянина села Дьяковки Окончил курс в Дьяковской начальной Земской школе. По прошению без экзамена определен на должность псаломщика в село Ахмат 02.05.1902 г. Посвящен в стихарь 05.06.1911 г. В 08.01.1914 г. ему преподано Архипастырское благословение за усердную и плодотворную деятельность по пению в церковной школе, 04.05.1914 г. за особенно-аккуратное ведение церковных документов выражено одобрение Епархиальным Начальством со внесением в формулярный список, 11.02.1915 г. объявлена Благодарность Епархиального Начальства за хорошее ведение церковных документов. В семействе жена Евдокия Феодорова (род. 10.08.1869). Священствовать стал, видимо, после революции 1917 г.

Из «Самарских Епархиальных Ведомостей» получены также отрывочные сведения о семьях некоторых других священнослужителей.
*
Разыскивая информацию о священнослужителях Краснокутского района, мы попутно замечали информацию о репрессированных жителях Новоузенского уезда в целом, чтобы выяснить ситуацию в соседних с нашим районах, входивших до войны, по большей части, в состав Автономной республики Немцев Поволжья. В результате собрана ценная, на наш взгляд, информация о пострадавших за Христа жителях нашей ближайшей округи. Аналогичная работа была недавно проделана сотрудниками Пугачёвского краеведческого музея им. К.И. Журавлёва, собравших информацию по пострадавшим за Христа жителям Пугачёвского района и опубликовавшим её на интернет-сайте своего Музея.

Сведения о расстрелянных священниках Краснокутского района обнаружены в материалах Группового дела: «Дело священников о. Карпа Мусаткина, о. Михаила Хераскова и др. (11 человек), г. Покровск (Энгельс), 1931 г.» . Дело N Д.ОФ-24805 архива УФСБ РФ по Саратовской обл., по которому 10 священников и один член церковного совета:
«Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая духовенством и создавшая по всей почти территории республики многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах:
В г. Покровске — возглавляемая попом М. Херасковым, членом Епархиального Совета, попом К. Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя ячейки из окружающих сел:
В Анисовке (Покровский кантон) — возглавляемая попом Т.В. Угловым,
в Квасниковке — попом А. Антоновым,
в с. Калуге (Федоровский кантон) — попом Георгиевским,
в с. Ваулино — попом Шаровым,
в с. Мордовое — попом Крестовоздвиженским,
в с. Ахмат — попом Омировым,
в с. Салтове — попом Бондаренко,
в с. Красный Кут — попом Годиновым,
в с. Ахмат — попом Батаевым…
Возникновение организации духовенства относится к 1919 г. с момента приезда в г. Покровск епископа Тихона (Оболенского)…».
… Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки:
В с. Ваулино — во главе с попом Шаровым,
в с. Ахмат — попом Омировым,
в с. Мордовое — с попом Крестовоздвиженским,
в с. Ахмат Краснокутского кантона — во главе с попом Батаевым,
в Красном Куте — с попом Годиновым,
в с. Логиновке — с попом Бондаренко,
в с. Романовке и с. Калуге Федоровского кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный попом Антоновым…
Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г. Покровске, Квасниковке и Анисовке… В Покровске — руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов. В Анисовке — Углов и в Квасниковке — Антонов.
Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации, ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем вооруженного восстания и восстановление демократической республики».
Таким образом, в одном и том же деле говорится о священнике с. Салтова Бондаренко и священнике с. Логиновка Бондаренко. Непонятно, это два разных человека – однофамильца, или это одно и то же лицо, просто перепутано название села, где служил священник Бондаренко.

О ПРОЕКТАХ И УБРАНСТВЕ ХРАМОВ:

Проект Ахматской церкви-школы был выполнен архитектором В.Л. Владыкиным в 1897 г. и утверждён Гурием (Буртасовским), епископом Самарским 19 июня 1898 года. А 25 июля 1898 г. Владыка Гурий выдал разрешительную грамоту на строительство церкви в с. Ахмат.

О Казанском храме в Логиновке сообщали «Самарские Епархиальные Ведомости» № 5 от 1 марта 1914 г.: «13 и 14 декабря 1913 года в селе Логиновке совершено было местным благочинным о. И. Орловым, с участием кроме него 10-ти священников, торжественное освящение новоустроенного благолепного храма в честь Казанской Иконы Божией Матери с правым приделом в честь святых Апостолов Петра и Павла. По своей внутренней отделке, а равно и наружному виду храм этот может соперничать со многими городскими и даже губернскими церквами. Вместимостью по плану рассчитан на 1800 человек, но  на самом деле может вмещать гораздо более сего. Отопляется каменным углем. Пол из терракотовых плиток весьма изящен. Особенно красив новый иконостас, изготовленный фирмою И.М. Дикарева в Москве. Все иконы за стеклом. Особенно хороши иконы нижнего яруса: Спаситель и Божия Матерь — по оригиналам Васнецова и Нестерова. Купол и все стены украшены священными изображениями по лучшим художественным образцам. Все свободные от священных изображений места украшены орнаментами. Света в храме вполне достаточно. Для певчих устроены красивые и поместительные хоры в средней части храма. Стоимость храма в внутренней отделкой доходит до 90 тысяч рублей».
О разрушающемся храме в с. Логиновка в последнее время было несколько публикаций в местной прессе.

В наши дни восстановлены или вновь устроены и действуют на территории Краснокутского района:

1. Свято-Троицкий храм в Красном Куте. В 1990 г. помещение храма вернули православным, храм был освящен иерейским чином. Был зарегистрирован приход, храм полностью восстановлен. Настоятель — священник Александр Писларь (до середины 2019 г.), с 2019 г. — священник Георгий Шматко.

2. Храм во имя святителя и чудотворца Николая в с. Дьяковка. Построен в 1824 году. В «Справочных сведениях о церквах Самарской епархии за 1899 год» имеется информация, что метрические книги велись с 1810 г., а исповедные ведомости с 1822 г. Здание церкви использовалось по своему назначению до 1936 года. В 1991 г. был воссоздан приход, зарегистрирована община верующих. Возвращенный храм был освящен 6 апреля 1992 г. иерейским чином.  2 июля 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма. Настоятель  — священник Димитрий Шевченко.

3. Храм во имя святого мученика Иоанна Воина в с. Лавровка. В 1993 году часть общественного здания была передана православной общине, где была оборудована домовая церковь. В наши дни помещение храма расширено, обновлен алтарь, 1 раз в месяц служится Божественная литургия. В 2019 г. начато строительство нового каменного храма. Настоятель: о. Дионисий Веску.

4. Храм во имя  Св. великомученицы Варвары в селе Чкалово. В 2009 году была собрана инициативная группа из жителей села, желающих открыть храм. По их просьбе администрация села передала часть помещения, нуждающегося в капитальном ремонте. Силами представителей власти и прихожан оно было отремонтировано и подготовлено для совершения первого богослужения, которое состоялось 23 февраля 2012 года. Настоятель: о. Димитрий Шевченко.

Благодарим Саратовского краеведа Геннадия Кузнецова за неоценимую помощь в сборе архивных материалов.

(16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *