Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич)
Фамилия Милов
Год рождения 1887
День рождения 8
Месяц рождения 7
Место рождения Оренбург
епископ
Специальность магистр богословия, профессор
Родился в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны
Миловой. В 1890г. о.Димитрия перевели служить в уездный город Орлов Вятской
губ., а еще через несколько лет — в город Яранск, где будущий Владыка начал
учиться в духовном училище
Архимандрит Вениамин (Милов), впоследствии архиеп. Саратовский
Архимандрит Вениамин (Милов) после ссылки
Архимандрит Вениамин (Милов), фото из дела 1938г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1905г.] [до 1916г.] [до 1920г.] [с 1920г.] [до 1946г.] [1946-1954гг.] [1954-1955гг.] [с 4 февраля 1955г. по 2 августа 1955г.]
Образование
Яранское духовное училище
Служение
Вятская губ., г.Яранск, Успенский собор
Должность пономарь
Год окончания 1905
Сам Владыка в «Дневнике инока» писал:
«Будучи учеником Духовного училища, я пономарил в Яранском Успенском соборе.
Отец при этом был настолько строг, что не разрешал входить с кадилом в средний
алтарь из бокового, где я раздувал кадило. Обычно приходилось ждать, когда
диакон сам придет и возьмет его. К этому периоду относятся мои первые посещения
вместе с матерью Яранского мужского монастыря (св.Анны Пророчицы)».
В монастыре серьезное влияние на мальчика оказал иеромонах Матфей (Швецов),
причисленный позднее к лику святых.
В 1905г. отца владыки перевели служить в Вятку, где он был назначен священником
Кафедрального собора
Образование
Вятская Духовная Семинария
Год окончания 1916
Служение
Вятка, Александро-Невский собор
Должность певчий
Год окончания 1916
Во время учебы в Вятской семинарии пел в хоре Александро-Невского собора, был
книгодержцем у епископа Вятского Никандра (Феноменова).
Окончил Духовную Семинарию вторым по успеваемости и был послан на казенный счет в
Казанскую Духовную Академию
Образование
Казанская Духовная Академия
Год окончания 1918
В академии Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами. Первой его
работой, получившей оценку «пять с плюсом», было сочинение о Филоне Александрийском.
Однако «сердце льнуло больше к монахам и церкви». По счастью, в Казанской академии
ему, наконец, удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость
сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них,
особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова),
постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период — наместника Седмиезерной
пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей,
сыгравших значительную роль в судьбах Русской Церкви в 1920-х-1930-х годах:
архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа
Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова)
и многих других. Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая
преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее
обители. Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли
цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества
был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся
богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки
народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении
владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские
собрания, на которых преподаватели и студенты могли свободно обмениваться мыслями.
В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор
неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические
опыты тогда еще студента Виктора Милова — и это также по настоянию отца инспектора.
За неделю до Рождества 1917/1918 года, по совету о.Гурия Виктор съездил в
г.Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу
принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе,
пока она горит.
Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения
белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены и студенты
разъехались кто куда. Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной
пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и полтора года скитался без определенных
занятий, пока не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу
в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской
службы. После 6 месяцев этой работы Виктора Милов испросил благословения на
монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители.
Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфенов) отправил Виктора с рекомендательным
письмом в Московский Данилов монастырь и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя,
раб Божий, да ты очень высок…», — возможно, предрекая этим будущее архиерейство.
На прощанье о.Николай заповедал Виктору иноческое правило: «Будешь монахом —
прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 — Иисусовых и
300 — Богородичных».
В Даниловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной
академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для Покровского монастыря.
На Благовещенье 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь
священномученика Вениамина Персидского, диакона
Рукоположение
монах
Вениамин
1920
День 7
Месяц 4
Место Москва, Свято-Данилов мужской монастырь
Кто рукоположил епископ Гурий (Степанов)
иеродиакон
1920
День 12
Месяц 4
Место Москва, Свято-Данилов монастырь
Кто рукоположил архиепископ Феодор (Поздеевский)
иеромонах
1920
День 8
Месяц 10
Место Москва, Свято-Данилов монастырь
Кто рукоположил епископ Петр (Полянский)
Рукоположен во иеромонахи в день преставления Преподобного Сергия епископом
Петром (Полянским), возведенным в тот же день в архиерейское достоинство
Служение
Москва, Покровский монастырь
иеромонах
Должность настоятель
Год начала 1920
День начала 8
Месяц начала 10
Продолжал обучение в духовной академии
Награды
набедренник
Год награждения 1920
Кем награжден Святейший Патриарх Тихон
наперсный крест
Год награждения 1920
Кем награжден архиепископ Верейский Иларион (Троицкий)
Образование
Московская Духовная Академия
Год поступления 1920
кандидат богословия
В Москве завершил свое образование в Духовной Академии, ютившейся тогда
в разных местах Москвы
Рукоположение
архимандрит
Вениамин
1923
Место Москва, Покровский монастырь
Кто рукоположил епископ Гурий (Степанов)
«В сан архимандрита возвел епископ Гурий в день Благовещения в Великую Субботу
при своем служении в Покровском монастыре» — писал Владыка Вениамин
Служение
Москва, Покровский мужской монастырь
архимандрит
Должность наместник
Год начала 1923
Месяц начала 4
Год окончания 1929
Будучи наместником Покровской обители, о.Вениамин не прерывал связи с Даниловым
монастырем, который, став после революции средоточием духовной жизни, имел
огромное значение для судеб Русской Церкви в период 1917–1930гг. Богоборческая
власть поставила своей задачей полную ликвидацию Православной Церкви и прежде
всего — духовенства и священноначалия. В результате действий ГПУ к 1925г. более
60 архиереев были лишены своих кафедр и высланы за пределы своих епархий. Многие
из них съехались в Москву, и часть их нашла приют в Даниловом монастыре, настоятелем
которого в мае 1917г. стал архиепископ Феодор (Поздеевский). В 1920-е годы
архиепископ Феодор привлек в Данилов монастырь единомысленную ученую братию, и
жизнь монастыря пришла в состояние расцвета. Этот расцвет оказался важным для
Церкви, для ее противостояния обновленчеству и расколу. По словам прихожан,
«службы в Даниловом в те годы были небесные… Часто служили сразу несколько
архиереев. Даже канон читали и канонаршили нередко архиереи. Проповедовали».
«…И эти божественного вида архиереи, поющие ангелоподобно, и фимиам от
каждения, освещаемый солнцем, — все произвело на меня поразительное впечатление
святости — и люди, и службы», — вспоминал позднее владыка Вениамин.
Вскоре после возведения во архимандриты был назначен Патриархом Тихоном на
Сергиевскую кафедру, но от архиерейства отказался. После кончины Святейшего
Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием был
назначен епископом в г.Нолинск Вятской епархии, но хиротония из-за отказа кандидата
не состоялась.
В 1927г., когда Церковь уже два года бедствовала без Патриарха и были арестованы
непосредственный преемник Святейшего, митрополит Петр (Полянский) и множество
архиереев (в одном только Даниловом монастыре арестовали 15 архиереев, а также
часть братии), Церковь оказалась перед новым искушением. Таковым явилась Декларация
митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Церкви к советской власти.
Многие церковные люди не смогли принять ее безоговорочной лояльности к кровавому
богоборческому режиму. Расширение же митрополитом своей власти до уровня патриаршей
в отсутствие возможностей проведения Поместного Собора рассматривалось многими
как узурпация власти Патриарха. Декларация митр.Сергия нарушила духовное единство
Данилова монастыря. В конце октября о.Вениамин был извещен о закрытии уже
разорившегося монастыря, и вскоре был арестован
Аресты
Москва
Год ареста 1929
День ареста 28
Месяц ареста 10
Осуждения
Коллегия при ОГПУ
24/11/1929
Приговор 3 года концлагерей
Места заключения
Москва, Лубянская тюрьма
Год начала 1929
День начала 28
Месяц начала 10
Москва, Бутырская тюрьма
Год окончания 1929
Москва, Таганская тюрьма
Год начала 1929
Год окончания 1929
Месяц окончания 11
Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1929
Месяц начала 11
Год окончания 1932
Описав в своем «Дневнике инока» ужасы тюрем, этапов и лагерей, о.Вениамин делает
в Дневнике неожиданное заключение:
«Я благодарю Бога: все испытания… были мне посильны. Господь научил меня —
сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства,
бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания»
Ивановская о., Владимирский р.
Год начала 1932
Год окончания 1937
1932–1937гг. — на поселении во Владимирском р-не Ивановской обл.
Служение
Владимир, Никитский храм
архимандрит
Должность псаломщик
Год окончания 1937
Будучи на поселении служил в Никитском храме г.Владимира сверхштатным священником
с обязанностями псаломщика.
Этот период оказался для о.Вениамина относительно благополучным: несмотря на
неусыпный надзор, ему удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где
он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Результатом этой работы,
в частности, явилась магистерская диссертация, защищенная впоследствии в Московской
Духовной академии.
Однако настал 1937г. — год «решительного удара» по Церкви. Священники арестовывались,
ссылались и расстреливались сотнями и тысячами. Чаша сия не миновала и о.Вениамина:
он был арестован и сослан на Север, где провел почти 10 лет
Аресты
Владимир
Год ареста 1937
Осуждения
././1937
Приговор высылка в Северный край
Места заключения
Архангельская о., г.Котлас
Год начала 1938
Год окончания 1946
Об этом времени свидетельств почти не осталось. Только с 1943г. духовные чада
начали получать от него письма
Служение
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Свято-Троицкая Сергиева Лавра
архимандрит
Год начала 1946
Святейшему Патриарху Алексию I удалось вызволить отца Вениамина из ссылки, и уже
в июне 1946г. он поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать
патрологию в Московской Духовной Академии в звании доцента, а с 21 января 1947г.
стал заведующим кафедрами патрологии и пастырского богослужения.
В числе его духовных чад в Лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожд. Мельникова),
которая со времени открытия Лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия
Боскина. Ее дочь, Е.Т. Кречетова вспоминает со слов матери:
«В Лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился
он на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве
долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства,
а главное — готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь организму
окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было
совсем ничего».
В праздники, субботние и воскресные дни о.Вениамин служил раннюю литургию в храме
Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал.
С 1947г. начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор.
О.Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио
с о.Антонием (тенор) и протодиаконом Даниилом (баритон): «Да исправится молитва
моя…». С 1947г. о.Вениамин стал исповедовать
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Московская Духовная Академия
архимандрит
Должность доцент, заведующий кафедрами патрологии и пастырского богословия
Год начала 1946
Год окончания 1948
В июле 1948г. архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь
по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и
15 октября 1948г. был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в
должности инспектора МДА и Московской Духовной Семинарии
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск), Московская Духовная Академия и Духовная Семинария
архимандрит
Должность инспектор, профессор
Год начала 1948
Год окончания 1949
Аресты
Московская о., г.Сергиев Посад (Загорск)
Год ареста 1949
Месяц ареста 6
Осуждения
././1949
Приговор 5 лет ссылки в Казахстан
Места заключения
Казахстан, г.Джамбул
Год начала 1949
Год окончания 1954
В ссылке работал писарем, сторожем, истопником.
Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону
Тихоновичу Пелих. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова
над головой стали его уделом на целые 5 лет. А ведь о.Вениамину было уже 62 года
и за плечами — 12 лет лагерей и ссылок. Но при малейшей возможности о.Вениамин
занимался интеллектуальным трудом.
Пять лет прошли в муках, в попытках выяснить причину ссылки и изменить «меру пресечения».
В октябре 1954г. Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в
Одессу, затем они прилетели в Москву, где о.Вениамин получил должность настоятеля
храма св.пророка Илии в Серпухове
Служение
Московская о., г.Серпухов, Ильинская церковь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1954
Месяц начала 10
Год окончания 1955
День окончания 4
Месяц окончания 2
Рукоположение
епископ
1955
День 4
Месяц 2
Место Москва, Богоявленский Патриарший собор
Кто рукоположил Святейший Патриарх Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митр.Крутицкий и
Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев
Служение
Саратов
епископ
Должность епископ Саратовский и Балашовский
Год начала 1955
День начала 4
Месяц начала 2
Год окончания 1955
День окончания 2
Месяц окончания 8
Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил
постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням, неизменно проповедовал
за каждой литургией. Храмы, где служил Владыка, всегда были переполнены молящимися.
Вдохновенный проповедник, автор известных богословских трудов по литургическому
богословию, догматике и аскетике, организатор церковного народного пения,
прекрасный регент. Аскет в пище и всем остальном. Был требователен к
подчиненным, но особенно строг и требователен к себе. Был очень уважаем и любим.
Владыка Вениамин скончался скоропостижно в день празднования памяти св.пророка
Божия Илии ( внезапная кончина, обстоятельства которой неясны, порождает предположение
о насильственной смерти епископа)
Кончина
1955
День 2
Месяц 8
Место Саратов
Место захоронения Саратов, Воскресенское кладбище
Вечером 3 августа в Троицком соборе служился Парастас. Отпевали епископа Вениамина
архиеп. Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин), архиеп. Казанский и
Чистопольский Иов (Кресович). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.
С 2004г. в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к
прославлению епископа Вениамина в лике святых
Труды
1. «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви».
2. «Чтения по литургическому богословию».
3. «Собрание лекций по пастырскому богословию с аскетикой».
4. «Грехопадение человеческой природы во Адаме и восстание во Христе (по учению прп.Макария Великого, египетского
подвижника IV века)».
5. «Наука о жизни и единении с Богом».
Публикации
1. Епископ Вениамин (Милов). Три истины// ЖМП. 1995.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–
1989. Т.2. С.146–147.
3. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока// Троицкое слово. N 8. 1991. C.36–61.
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской.
Краткий биографический справочник. Машинопись. С.39.
5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный
женский монастырь. Александров, 2000. С.29.
6. Протоиерей Алексий Cухих. «Вспомним поименно». Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.17–20.
7. Сайт Саратовской епархии. <//www.eparhia-saratov.ru>
8. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т.7: Варшавская епархия-Веротерпимость.
М.: «Православная энциклопедия», 2004. С.637–638.
Заявители
1. протоиерей Николай Михайлович Кречетов
2. Кречетова Екатерина Тихоновна
3. Монахиня Елена (Хиловская)
(*) Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997г., 698с.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ //martyrs.pstbi.ru/
(15)