Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
Данилов Петр Дмитриевич (читайте далее)
Жихарева Татьяна Никитична монахиня (читайте далее)
Мигачев Иван Лаврентьевич диакон (читайте далее)
Мигачев Илья Антонович диакон (читайте далее)
Мигачева Елена Карповна монахиня (читайте далее)
Богомолов Захар Иванович (читайте далее)
Ледяйкин Михаил Петрович староста церкви (читайте далее)
Скупов Илья Матвеевич псаломщик (читайте далее)
Скупов Андрей Кузьмич староста церкви (читайте далее)
Живаикина Пелагея Емельяновна монахиня (читайте далее)
Вязовский район — административно-территориальная единица в Саратовской области, существовавшая в 1928—1959 годах. Административный центр — с. Вязовка
Район образован в 1928 году в составе Саратовского округа Нижне-Волжского края. С 1934 года в составе Саратовского края (с 1936 года — в Саратовской области).
10 июня 1959 года район был упразднён, его территория вошла в состав Татищевского и Новобурасского районов[3].
Оркино — село в Петровском районе Саратовской области, входит в состав сельского поселения Новозахаркинское муниципальное образование. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вязовский_район_(Саратовская_область)
Жерновский район — административно-территориальная единица в Саратовской области, существовавшая в 1935—1959 годах. Административный центр — с. Березовка
История
Район образован 18 января 1935 года в составе Саратовского края (с 1936 года — в Саратовской области). В состав района входило 56 сёл: 1.Берёзовка, 2.Усть-Уза, 3.Ивановка, 4.Кожевино, 5.Арсентьевка, 6.деревня Жерновка, 7.Студёное, 8.Батыгин, 9.Прокудино, 10.Палатовка (мокрая), 11.Лисичкино, 12.Богдановка, 13.Тургенево, 14.Осинов Куст, 15.Сорочье, 16.Давыдовка, 17.Булыгино, 17.18.Шлёпин Умёт, 19.Софьино, 20.Жуковка, 21.Асмётовка, 22.Тракторный, 23.Натальино, 24.Конёвка, 25.Елховка, 26.Новозахаркино, 27.Ямпольевка, 28.Маресево, 29.Тарумовка, 30.Мокрое, 31.Вишнёвое, 32.Озёрки, 33.Агарёвка, 34.Языковка, 35.Марьевка, 36.Михайловка, 37.Белое Озеро, 38.Садовка 1, 39.Садовка 2, 40.Орловка, 41.ст.Жерновка, 42.МТС, 43.Еленино, 44.Александровка, 45.Алексеевка, 46.Красноармеец, 47.Рудаковка, 48.Петрово, 49.Малоросы, 50.Бердинка, 51.Якобьевка, 52.Гудошино, 53.Саратовка, 54.Косово, 55.Палатовка (сухая), 56.Оркино. (по сведениям Вавилова А.С.)
В июне 1959 года район был упразднён, его территория вошла в состав Петровского и Аткарского районов.
Оркино – село в Петровском районе.
География
Село находится на юге района в 63 километрах от Саратова и 31 километре от Петровска. Координаты: +52°2’51», +45°34’13» (G|Y|W). К западу от Оркина проходит автотрасса Р158, ближайшая крупная железнодорожная станция находится в районном центре, из которого в село также ходит рейсовый автобус.
История
Наиболее ранней предположительной датой основания Оркина называется 1712 год (отмечен в том числе на указателе при въезде в село). Также в ряде источников указываются 1715 год1 и период между первой и второй ревизиями (1723–1747 годы)2. Заселено Оркино было ясачной мордвой из Мачима, Ишима и Садовки Узинского и Засурского станов Пензенского уезда3, а также русскими крестьянами из соседнего Лоха и из Сибири (в основном беглые солдаты и завязавшие с шальной жизнью разбойники). Своё название село получило по имени одного из первых поселенцев мордвина Орьки, примерно тогда же появилось и второе название Кучугуры (холмы, кучи, холмистая местность), в котором отразились особенности окрестного ландшафта4. Помимо холмов и лесов, служивших в прошлом укрытием для бандитов, близ Оркина проходила сторожевая черта (лесная засека), начинавшаяся у истоков Чардыма и бывшей дороги из Пензы через Петровск в Саратов и тянувшаяся между Оркиным и Мокрым дальше к Косолаповке двумя параллельными грядами. Эти охраняемые укрепления служили защитой южных пределов Русского царства в эпоху Дикого поля и набегов кочевников, они были хорошо известны местным старожилам и подробно исследованы членами СУАК А. Н. Минхом и А. И. Соколовым в 1880 году5. Во время второй ревизии 1740-х годов в Оркине насчитывалось уже 110 душ мужского пола2. В 1745–1750 годах оркинская мордва была крещена православным священником Андреем Антиповым. Крестились неохотно, прятались во дворах и лесах. Скрывавшихся разыскивали и гнали палками креститься в озеро, на берегу которого тогда же начали строить первую деревянную церковь во имя Рождества Христова, по которой село получило третье название Рождественское. Несмотря на переход в православие, мордва продолжала придерживаться привычных языческих традиций и тайком ходила в лес поклоняться прежним божествам и идолам1. Особенно почитался бог Юртай, для которого весной перед посевом хлеба резали скот и варили брагу, сопровождая жертвоприношение шумными пирами6. Постройка православной церкви была завершена в 1752 году, освятили храм в 1754 году7. В 1774 году на пути из Петрвоска в Саратов один из отрядов мятежной армии Емельяна Пугачёва проходил через Оркино и повесил на воротах собственного дома диакона Г. Лукина, по одной версии отказавшегося отдать бунтовщикам деньги8, по другой из-за того, что тот не выдал спрятавшегося священника9. Удалось скрыться от пугачёвцев и помещику Кропотову, державшему рядом с Оркиным имение и переждавшему опасность в груде зерна в одном из сельских хлебных амбаров4. К середине XIX века село разрослось, а старая церковь стала тесной и обветшала. По этой причине её решено было сломать и продать на стройматериалы, после чего на её месте поставили небольшую часовню. Из утвари оставили немногое, сохранив разве что богослужебные книги, присланные новокрещённой мордве из дворцовой конторы в 1760 году. Озеро со временем засыпали и отвели под огороды10. В 1844 году в центре села освятили новый просторный каменный храм11. В канун отмены крепостного права в Оркине насчитывалось 383 двора, 1418 мужчин и 1568 женщин. Работали церковь, сельское училище и мельница, чуть западнее проходил Московский почтовый тракт из Саратова в Петровск12. В конце 1860-х годов священник Андрей Преображенский держал в своём доме бесплатное училище для мальчиков из мордвы, в котором преподавал русский язык13. Земская школа в селе открылась в 1870 году11. 3 (15) июля 1879 года в Оркине произошёл крупный пожар, уничтоживший 94 двора. После этого выгоревшая часть села была выстроена заново по плану с прямыми улицами и частыми проулками. В остальном Оркино отличала хаотичная застройка с кривыми улицами и некрасивыми деревянными домами с преимущественно соломенной крышей, повёрнутыми фасадами во дворы. Жители помимо сельского хозяйства в междупарье и осенью нанимались корчевать пни, а зимой занимались извозом. Половина сельских подростков 10–18 лет весной уходила в погонщики волов в Сокур, где работали до поздней осени. Кроме того в селе имелись четыре бакалейные лавки, также велась частная торговля мясом и хлебом1. Школа на начало 1880-х годов занимала тесное деревянное здание, преподававший в ней учитель А. Л. Леонтьев занимался краеведением и собирал исторические сведения об Оркине и его окрестностях10. К началу XX века число жителей Оркина превысило шесть тысяч14. В октябре революционного 1905 года крестьяне Оркина приняли участие в разгромах и поджогах хуторов помещицы С. Е. Бенкендорф-Гинденбург, организованных беднотой соседнего Сокура15. По данным 1910 года в Оркине насчитывалось приписных: 1185 дворов, 3605 мужчин и 3634 женщины; посторонних: 13 дворов, 28 мужчин и 47 женщин. Бывшие государственные крестьяне входили в одно общество, административно село относилось к Озёрской волости Саратовского уезда. Надельной земли было 3132 десятины, купленной – 2029, арендованной – 1013. Около половины посевов занимала рожь, четверть – пшеница, остальные поля отводили под овёс, подсолнечник и просо. Рабочего скота держали 1474 особи, молочного – 1013, гулевого – 1049, мелкого – 6017. Железных плугов в хозяйстве использовали 730, жнеек – 16, молотилок – 45, веялок – 140. В селе работали воскресные базары, церковь, земская и церковно-приходская школы. Последняя к 1917 году закрылась из-за отсутствия подходящего здания, её ученики перешли в первую и открывшуюся к этому времени вторую земские школы16.
После Октябрьской революции к середине 1918 года в Оркине назрел конфликт между новым режимом и местными кулаками, пытавшимися забрать власть в свои руки. 28 мая в село из Саратова прибыл красный отряд Филимонова численностью 26 бойцов. Члены кулацкого Совета, увидев военных, начали выпрыгивать из окон волисполкома и разбегаться. 18 человек в течение дня удалось найти и арестовать, остальные скрылись на хуторе Колки. На следующий день был избран новый волостной Совет из бедноты, после чего были проведены допросы задержанных и заседание Совета, на котором обсуждались организация в Оркине отряда Красной армии и реквизиция излишков хлеба у зажиточных селян. Ближе к ночи отряд Филимонова повёл наступление на Колки, но попал под пулемётный огонь и отступил сначала в Оркино, а затем в Сокур, забрав арестованных и казначея с волостной ссудо-сберегательной кассой. 30 мая в Сокуре прошли переговоры конфликтующих сторон, на которых выяснилось, что в Колках отстреливался другой красный отряд из Петровска, который кулаки затребовали для обороны Оркина от бандитов. После переговоров второй отряд вернулся в Петровск, а отряд Филимонова 4–5 июня провёл новые аресты в Оркине и Колках, после чего кулаков обложили контрибуцией. Последние не сдавались и пустили слух, что на село идёт отряд белочехов. 6 июня красные организовали оборону и поставили на дороге пулемёт17, в тот же день на собрании Оркинского волостного совета было решено ссыпать излишки зерна в общественный магазин и раздавать по карточкам голодающему классу, а также сформировать отряд Крестьянской Красной армии18. Всего с июля по август в ряды Красной армии вступили 45 оркинских добровольцев19. Несмотря на подавление мятежа, повстанческо-бандитское движение в Оркине продолжало нарастать, что неоднократно приводило к новым столкновениям20. Конфликт интересов сохранялся в Оркине и после окончания гражданской войны и вылился в убийство организатора первой партийной ячейки и колхоза Павла Антоновича Кудряшова, застреленного в ходе коллективизации кулаками. В середине XX века Оркино было центром одноимённого сельсовета в составе Жерновского района, существовавшего в 1935–1959 годах. В 1933 году была организована Оркинская МТС21. Великая Отечественная война унесла жизни 300 жителей Оркина. В поздний советский период село являлось центральной усадьбой колхоза «Заветы Ленина»22. В 1973 году было достроено современное двухэтажное здание школы (с 1961 года десятилетней) на улице Кооперативной23.
Сегодня Оркино входит в состав Новозахаркинского муниципального образования. Имеются детский сад и средняя общеобразовательная школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, коллективное фермерское хозяйство, магазины. В начале 2000-х годов в селе проживало 859 человек24, по данным 2010 года – 345 мужчин и 384 женщины25. Небогатое, но ухоженное село благодаря своим достопримечательностям пользуется популярностью среди туристов и любителей туристических игр, приветливые местные жители охотно рассказывают приезжим об истории Оркина.

Памятник П. А. Кудряшову

Памятник революционерам

Памятник В. И. Ленину
Легенды
Особый пласт преданий и суеверий, бытовавших в Оркине, связан с языческим прошлым мордвы. Даже спустя полтора века после крещения жители села продолжали верить в колдунов и ведьм, превращавшихся в животных, и мифических оборотней. В числе последних был бука – похожий на копну сена злой дух, бродивший преимущественно по площади вокруг церкви и пугавший прохожих своим рычанием. Как только на крики жертвы сбегался народ, бука пропадал под землю. Не меньше, чем оборотней, боялись в Оркине мертвецов. В тёмное время никто не приближался к кладбищу, где умершие вставали из могил. Опойцев, утопленников и самоубийц хоронили отдельно в лесу подальше от домов. Их души бродили там с устрашающими криками до тех пор, пока не закончится срок их жизни, как если бы она не оборвалась раньше времени из-за необдуманных жизненных решений умерших26.
Расположенное на месте разбойничьих притонов Оркино во все времена славилось преданиями о бандитах и их кладах. Местные старожилы ещё в XIX веке были уверены, что предводителем разбойников был сам Степан Разин, живший на близлежащей горе, на верхушке которой стояли три берёзы и проистекал родник. Под другой горой, называвшейся Козлиный сруб, находился овраг, где также размещались землянки банды. Рядом находились две Караульные горы, на которых дозорные поджидали проезжавших по дороге путников и оповещали свою шайку звоном колокола. Покровительствовали бандитам петровские поп и голова, которым доставалась часть награбленного. Обогатившись вдоволь, они решили порвать с порочащими связями. Попытка попа убедить разбойников уйти из этих мест закончилась для него виселицей. Его пособник-чиновник оказался хитрее и устроил разбойникам пир, на котором споил их и велел отрубить всем головы. Спустя два столетия в Оркине бытовала легенда, что проклятый Богом дух Разина продолжает обитать в окрестностях села. В Поповом овраге, где повесили «оборотня в рясе», являлась людям землянка с тремя чанами: с мёдом, серебром и золотом. На среднем чане лежал ковёр-самолёт, а на нём – икона Богоматери ничком и сверху пистолет. Разложил всё это сам Стенька Разин и завещал тому, кто найдёт клад и прострелит иконе сердце, все богатства. Взамен душа «счастливчика» будет проклята и займёт место неприкаянной души Разина, которая найдёт свой долгожданный покой4. Это был не единственный способ обогатиться и жестоко поплатиться. Местные жители также верили, что между Караульными горами на Пасху между заутреней и обедней колокол и землянки являются в прежнем виде, а в одной из них горит огонь. Кроме того в ней разбросаны по полу кучи золота, серебра и разных вещей. Войти в неё и взять драгоценности можно три раза, а на четвёртый дверь захлопнется, и жадному искателю сокровищ придётся иметь дело с их хранителем, который потребует душу самого посетителя, его младенца или того, кто ему всего дороже. Оркинская мордва передавала из поколения в поколение рассказы, что входившие в землянку либо пропадали, либо немели, после чего скоро умирали от испуга. Те, кто сумел взять деньги и убежать, не имел с них потом никакого толку и страдал от неудач и внезапных смертей близких26. Караульный колокол разбойников также был удостоен легенды, согласно которой один оркинский мордвин увидел его край, торчавший из земли, и принялся откапывать, но был отвлечён на другие работы, а когда вернулся не нашёл и следа загадочного колокола10.
Достопримечательности
Оркинская православная церковь (G|Y|W) является одним из наиболее ярких и известных объектов историко-архитектурного наследия Саратовской области. Построена она была тщанием прихожан в 1844 году вместо старой деревянной. Каменный храм имел отопление11, железную крышу, колокольню и один престол во имя Рождества Христова. В штат причта входили священник, диакон и два псаломщика, при церкви имелись сторожка и построенный в 1904 году на общественной земле дом священника16. В советские годы в закрытом храме размещался склад колхозного инвентаря. Убранство было разграблено, из икон сколотили ящики для расположенной неподалёку мельницы (найдены и возвращены в церковь в 2010-х годах). К 1990 году, когда в селе начала возрождаться православная община, избежавшее серьёзных разрушение церковное здание пришло в аварийное состояние. С 1992 года в нём вновь проводятся богослужения, одновременно медленными темпами ведётся ремонт (на дорогостоящую полноценную реставрацию у жителей средств нет)27.
В селе также установлены памятники погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны землякам (G|Y|W), борцам за Советскую власть (G|Y|W), первому председателю колхоза П. А. Кудряшову (G|Y|W) и вождю мирового пролетариата В. И. Ленину (G|Y|W).
(7)





