ФИЛИПП (Ставицкий Виталий Стефанович) архиепископ
1884, 14 апреля — родился в населённом пункте:
Волынская губ. Новоград-Волынский у. (ныне
Житомирская о.) мест.Народичи
Родился в семье священника. По источникам [8],[9],[11],[Д3] год
рождения 1874
1906 — Образование. Волынская Духовная Семинария
В 1906г. окончил Волынскую Духовную Семинарию по I разряду
1906 — 1910 — Образование. Московская Духовная
Академия
Его другом и однокашником по Академии был Николай Звездинский,
в будущем архиепископ Серафим. Согласно [6] окончил Духовную
Академию в 1908г.
1910 — 1911 — Служение. Черниговская епархия
1911 — 1915 — Служение. Киев, Киево-Печерская
Свято-Успенская лавра
1915 — 1916 — Служение. США, Нью-Йоркская
православная Духовная Семинария
1916, 19 августа — 1918 — Служение. СевероАмериканская (Алеутская) епархия
В 1917г. вернулся в Москву, продолжая быть епископом Аляскинским
1917, 15 августа — 1918 — Служение. Священный Собор Российской
Православной Церкви 1917-1918гг.
Участвовал в избрании святителя Тихона Патриархом
1917, 12 — 1918 — Москва
1918 — арестован. Москва.
Был арестован, но не осужден и отпущен на свободу
1918 — 1919, апрель — Служение. Северо-Американская (Алеутская) епархия
Продолжал числиться епископом Аляскинским до апреля 1919г.
1919, апрель — 1919, октябрь — Служение. Смоленская епархия
В апреле 1919г. был назначен временно управляющим Смоленской епархией. В октябре 1919г.
уволен на покой. По данным [11] в 1920г. уклонился в обновленческий раскол. Принес покаяние
1920, 19 октября — 1921 — Служение. Смоленская епархия
6/19 октября 1920г. вновь был назначен на Смоленскую кафедру — управляющим епархии.
Согласно [Д3] был временно управляющим Смоленской епархией по 1922г., затем в 1922г.
епископом Смоленским
1921 — осужден. за «хранение контрреволюционной литературы». Приговор — 2
года заключения (условно) с выездом из пределов Западной обл. по
постановлению ВЦИК.
1921 — Служение. Смоленская епархия
Боролся с обновленчеством
1922, 9 мая — арестован. Смоленск. Обвинение при аресте — «хранение
контрреволюционной литературы».
Был арестован ЧК за «хранение контрреволюционной литературы» и посажен в тюрьму. По другим
данным арестован 12 мая 1922г.
1922, июнь — осужден. за «хранение контрреволюционной литературы».
Приговор — оправдать, дело прекратить.
1922, 9 мая — 1922, июнь — Отбывал заключение. Смоленск, тюрьма
По делу был оправдан в июне 1922г., но из тюрьмы не был выпущен. Против него было возбуждено
новое дело в связи с «изъятием церковных ценностей», и он был переведен в Москву, в Бутырскую
тюрьму
1922, август — осужден. Реввоентрибунал Западного фронта за «сопротивление
изъятию церковных ценностей».
В августе 1922г. дело было прекращено как возбужденное по ложному доносу. По другим данным,
дело было прекращено 30.12.1922/12.01.1923г.
1922, июнь — 1922, август — Отбывал заключение. Москва, Бутырская тюрьма
Был освобожден в августе 1922г.
1922, август — 1922, 18 декабря — Служение. Смоленская епархия
Указом от 18 декабря 1922г. переведен со Смоленской на Крымскую кафедру. Владыка этому указу
не подчинился, а тайно удалился в январе 1923г. в Ордынскую пустынь. Согласно [6] официально
являлся епископом Смоленским по 31.05/13.06.1928г.
1923, 1 — 1923, 23 4 — Смоленская губ., Демидовский у., Ордынская пустынь
Находился в «затворе» в Ордынской пустыни
1923, 23 апреля — арестован. Смоленская губ., Демидовский у., Ордынская
пустынь.
Арестован и заключен в Смоленскую тюрьму, затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму
1923, 1 июня — осужден. Коллегия ОГПУ СССР (судебная) за «рукоположение во
священники бывших офицеров Колчаковской Армии». Приговор — 3 года высылки
в Самарскую губ., обвинение снять за отсутствием состава преступления, из-под
стражи освободить.
1-2 июня 1923г. обвинение с него было снято, он был приговорен к 3 годам высылки в Самарскую
губ. Согласно [Д3] был выслан в Самарскую губ. летом 1922г.
1923, 23 апреля — 1923, 28 мая — Отбывал заключение. Смоленск, тюрьма
1923, 28 мая — 1923, 2 июня — Отбывал заключение. Москва, Бутырская тюрьма
1923, июнь — 1925 — Отбывал заключение. Самарская губ. (ссылка)
Пробыл в ссылке в Самарской губ до 1925г. В 1925г. ему по состоянию здоровья разрешили выехать
на Кавказ Согласно [Д3] пробыл в Самарской губ. до 1924г.
1925 — 1928, май — Отбывал заключение. Кавказ
Жил на Кавказе с перерывами до 1928г. Согласно [6],[Д3] жил на Кавказе с 1924г. до 1927г.
1928, 13 июня — 1929 — Служение. Астраханская епархия
31 мая/13 июня 1928г. был назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Все в Астрахани
увидели в архиепископе Филиппе достойного преемника прежнего Владыки, архиепископа Фаддея
(Успенского), перемещенного на Тверскую кафедру. Он сразу расположил к себе духовенство и
паству. Свою деятельность в Астрахани Владыка Филипп начал с того, что принялся обучать
молившихся общенародному пению. Он резко высказался против, как называл это он сам,
«безобразного театрального пения». В своих посланиях Приходским советам он дал подробные
указания, как правильно, с духовной и уставной точки зрения, устраивать чтение и пение за
богослужением. Астрахань в то время была охвачена обновленческой смутой. При поддержке
властей обновленцы захватили 15 из 25 действующих церквей. Верующие были обуреваемы
тревогой и недоумением. С приездом архиепископа Филиппа приходская жизнь в
«староцерковнических» храмах стала налаживаться, проходить по истинно православному чину. За
каждым богослужением Владыка Филипп произносил обстоятельную проповедь и поучение
нравственного содержания. Еженедельно после акафистов и великих вечерен, сопровождавшихся
общим пением, вел беседы с верующими. И это возымело действие: церковный народ успокоился,
ушло смятение и тревога, охватившие людей во время наступления обновленческого раскола.
Владыка был замечательным проповедником. Речь его была образной и убедительной, уста его
глаголали «от избытка сердца». Благодаря своей неутомимой энергии и вниманию к народу и
духовенству, он уже в первый год своего пребывания в Астрахани приобрел огромный авторитет и
был окружен всеобщей любовью
1929 — Служение. Астраханская епархия
Несмотря на тяжесть обстоятельств, архиепископ Филипп продолжал неколебимо и спокойно
настаивать на возврате православным всех захваченных обновленцами церквей, и в результате
раскольники начали искать способ примириться с епархией. Ни о каком компромиссе с ними
Владыка Филипп не хотел и слышать. Он категорически требовал возвращения захваченных храмов
и присоединения раскольничьего духовенства через покаяние. Приходы, бывшие в руках
обновленцев, потянулись назад, к Патриаршей Церкви. Это вызвало недовольство властей, и
осенью 1929г. его арестовали
1929, 26 сентября — арестован. Астрахань. Обвинение при аресте — «к/р
агитация и организация заговора духовенства».
Архиепископа Филиппа арестовали 26.09.1929г. под праздник Воздвижения Креста Господня. Вместе
с ним были арестованы еще четверо наиболее видных и деятельных астраханских
священнослужителей. По другим данным, был арестован 7 августа 1929г.
1930, 3 января — осужден. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР за
«антисоветская агитация, организатор контрреволюционной группировки
ссыльного духовенства и церковников» (по ст.58-10 УК РСФСР) . Приговор — 3
года высылки в Северный край (через ПП ОГПУ).
Был обвинен в «контрреволюционной агитации» и «создании контрреволюционной группировки
ссыльного духовенства и церковников». Все обвиняемые (Владыка Филипп и остальные четверо
арестованных священнослужителей) были приговорены к высылке в Северный край
1929 — 1930, январь — Отбывал заключение. Астрахань, тюрьма
Владыку Филиппа отправляли из Астрахани к месту ссылки 1 марта 1930г. Многие верующие пришли
в тот день проводить его из тюрьмы на вокзал. Охранявшие архиерея конные милиционеры
грозились арестовать всякого, кто только приблизится к конвоируемым. На вокзале Владыку и
других осужденных погрузили в товарный вагон. Поезд тронулся без промедления
1930, март — 1931 — Отбывал заключение. Коми(Зырян) АО, Усть-Цилемский р.,
Корово-Ручейский с/с, д.Чукчино
Невзирая на дальнее расстояние от Астрахани, Владыка попрежнему считал себя ответственным за
поддержание порядка в епархии и за наставление верующих. На место служения, к астраханцам, от
Владыки открыто и тайно шли письма, в которых он беседовал с паствой так живо и просто, как
будто имел каждого у себя перед глазами. Астраханцев утешали и ободряли его письма, тем более,
что нового архиерея, чтобы заместить Владыку Филиппа, в Патриархии не нашлось, и кафедра
оставалась не занятой. Астраханскую кафедру временно принял на себя епископ Саратовский Петр
(Соколов), в ведении которого в те годы и без того находилась громадная территория на Юге
России. В ссылке архиепископ приступил к литературно-богословской деятельности. Он составил
для своих чад руководство в духовной жизни «Путь, и Истина, и Жизнь», которое переслал в
Астрахань. Весной 1931г. против него снова было возбуждено следственное дело
1931, 12 июля — арестован. Коми(Зырян) АО, Усть-Цилемский р., КоровоРучейский с/с, д.Чукчино.
Был арестован в ссылке. Сначала архиепископа забрали в органы ОГПУ, но вследствие
болезненного состояния выпустили и оставили на свободе (в д.Чукчино) с обязательной
еженедельной явкой на регистрацию в ОГПУ. Однако 12.07.1931 он был все же арестован и
препровожден в тюрьму
1931, 6 октября — осужден. Тройка при ПП ОГПУ по Северному краю за
«антисоветская деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть
духовенства и ссыльных. Путем агитации противодействовал выходу их на
лесозаготовки и явке на регистрацию» (по ст.58-10,58-11 УК РСФСР) . Приговор —
5 лет высылки в Омский край (через ПП ОГПУ).
Владыку обвинили в «контрреволюционной деятельности» и в «организации контрреволюционной
группировки ссыльного духовенства и церковников». Его обвинили также в том, что он совершал
богослужения в Усть-Цилемской церкви и организовал церковный хор из ссыльного духовенства
1931, 12 июля — 1931 — Отбывал заключение. Архангельская о., с.Ижма,
домзак(?)
В период следствия содержался, вероятно, под стражей в Ижемском домзаке. Согласно [6] в период
следствия содержался в арестном доме в с.Усть-Цильма Коми АО
1931 — 1937 — Отбывал заключение. Омская о.
Точное место ссылки архиепископа Филиппа в Омской обл. неизвестно. До 1933г. Владыка Филипп
титульно еще оставался архиепископом Астраханским. 30 июля 1933г. последовал указ Синода об
увольнении его на покой. 23 февраля/8 марта 1937г., по окончании срока ссылки, было решено
назначить Владыку на Омскую кафедру
1937, 8 марта — 1937, август — Служение. Омская епархия
Официально 23.02/08.03.1937г. был назначен архиепископом Омским, но фактически епархией не
управлял, был вскоре снова арестован
1937, август — арестован. Омская о..
1937 — осужден. Приговор — ссылка.
1937, август — 1940, декабрь — Отбывал заключение. Омская о.
За полгода до начала войны Владыке разрешили переехать на поселение в г.Борисоглебск
Ярославской (Московской) о., где жили его сестры
1940, декабрь — 1943, декабрь — Отбывал заключение. Ярославская
(Московская) о., г.Романов-Борисоглебск (Тутаев)
Некоторое время находясь за штатом, он работал на должности лесного сторожа. В ноябре 1943г.
вышел указ о назначении его архиепископом Иркутским, Вскоре после этого, в декабре 1943г., когда
архиепископ еще не успел приступить к новому служению, из Астрахани в Московскую Патриархию
прибыла делегация с прошением о возвращении архиепископа Филиппа на Астраханскую кафедру.
Однако митрополит Сергий (Страгородский) сообщил им, что Владыка Филипп уже назначен в
Иркутск, добавив при этом, что Господь Астрахань не оставит и чтобы астраханцы усердно
молились. В Москве астраханцам удалось повидаться с Владыкой Филиппом, который уже
готовился отъезжать по новому месту назначения. Все вместе скорбели о невозможности быть
вместе. И тут неожиданно пришло радостное известие: прежнее назначение в Иркутск отменено, и
архиепископ назначен на Астраханскую кафедру и может ехать прямо в Астрахань
1943, 25 декабря — 1949, 21 октября — Служение. Астраханская и
Сталинградская епархия
Архиепископ Филипп возвратился в Астрахань 25 декабря 1943г., в день памяти святителя
Спиридона Тримифунтского. В постаревшем, коротко стриженном и почти безбородом человеке,
одетом в ватные арестантские штаны и старые красноармейские ботинки, Владыку трудно было
узнать. Но время испытаний состарило его только внешне — духом Владыка Филипп был так же
бодр и еще больше окреп в вере. Радость встречи архиепископа Филиппа и паствы была обоюдной.
Владыка со слезами вошел в кафедральный Покровский собор, благодаря Господа за Его милость.
Тотчас по прибытии архиепископ развернул неутомимую, кипучую деятельность по церковному
устроению возвращенной ему велением Божиим епархии. Такого могучего религиозного подъема,
происшедшего с приездом Владыки, Астрахань не знала с 1930г. Однако масштабы необходимых
трудов и преобразований были огромны: епархиальная жизнь и дела пребывали в полном упадке
— на всю Астрахань богослужения проводились в единственном Покровском соборе. Уже в первое
время пребывания в Астрахани Владыке удалось выхлопотать разрешение на открытие церкви во
имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенского храма в Трусове, храма во имя святых
апостолов Петра и Павла в поселке Свободном и деревянного храма во имя свт.Николая Чудотворца
на «десятке». Благодаря стараниям архиепископа была значительно расширено помещение церкви
во имя Иоанна Предтечи на Старом кладбище, а также были открыты около 20 сельских приходов.
Неподалеку от Астрахани лежал в руинах Сталинград. 26 июня 1944г. архиепископ Филипп был
назначен и на Сталинградскую кафедру. После назначения Владыки на Астраханскую и
Сталинградскую кафедру в Сталинграде открыли Казанский храм и молитвенный дом. Народ очень
любил Владыку, во время приезда в Сталинград его всегда встречали, устилали ему дорогу
цветами. С 8 по 18 июля 1948г. он был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-
летия автокефалии Русской Православной Церкви. 30 октября 1947г. святейший Патриарх Алексий I
издал указ о возведении архиепископа Филиппа в сан митрополита. Одновременно с эти указом
Патриарх Алексий I издал указ о переводе его на отвечающую высоте данного звания Одесскую
кафедру. Послушание Священноначалию и церковным канонам побуждали его без промедления
направиться к новому месту служения. Отеческая же любовь к астраханцам и дела, не оконченные в
Астрахани, омрачали этот отъезд. Он жалел астраханцев, повторно оставляемых им. Это было его
возлюбленное малое стадо, после гонений церковная жизнь здесь едва начала налаживаться.
После раздумий архиепископ Филипп адресовал в Патриархию телеграмму: «Если бы не страх
оказаться ослушником Церкви, нарушителем воли Божией, молил бы Святейшего Патриарха не
разлучать с любимой паствой. Архиепископ Филипп». В Москву же тем временем уже мчались
посланники и просители, летело множество телеграмм от приходов и отдельных прихожан с
мольбами не разлучать, пощадить, не отвратить милости от тяжко болеющего возможной скорой
разлукой астраханского православного люда. И произошло чудо — перемена решения
Священноначалия после обнаружившейся тягчайшей скорби паствы. 12 декабря 1947г. Святейший
Патриарх, еще раз рассмотрев дело, и как говорят, произнеся: «Что же, глас народа — глас Божий» —
издал новый указ — об оставлении архиерея на прежнем месте
1949, 4 марта — 1949, 21 октября — Служение. Саратовская епархия
В 1949г. к Астраханской и Сталинградской епархиям Владыке присоединили еще Саратовскую
епархию
1949, 21 октября — 1952, 12 декабря — Служение. Астраханская и Саратовская
епархия
На Владыку возлагался надзор над одним из немногих в то время учебных заведений Русской
Православной Церкви — Саратовской Духовной Семинарией. К тому времени традиция
богословского образования в России была прервана. Богословские образовательные учреждения
почти все были закрыты. Лекторы, администраторы и профессура подверглись гонениям, и
пополнение епархий и приходов подготовленными кадрами почти совсем прекратилось. Владыка
Филипп, один из немногих переживших гонения архипастырей, хорошо знавших и глубоко
почитавших традиции и опыт прежней, дореволюционной русской Духовной школы, внес огромный
вклад в возобновление системы православного богословского и пастырского образования Русской
Церкви. На поприще организации богословского и литургического преподавания, воспитания
будущего духовенства, обустройства семинарского обучения и быта, он проявил себя не только
хорошим организатором и любящим отцом, но и видным педагогом, знатоком богословских и
церковных наук. Плоды его деятельности в этой области особенно заметны были в Саратове и и
окрестных епархиях, где более, чем через полвека, бывшие семинаристы, воспитанники
послевоенных лет с благодарностью вспоминали своего духовного отца и учителя. Владыка спешил
послужить Богу на всяком месте, где он оказывался. Уже пожилой человек, здоровье и физические
силы которого надломились в тюрьмах и ссылках, он продолжал вести кипучую деятельность,
оставаясь на удивление веселым и жизнерадостным, распространяя внутренний свет и вселяя
уверенность во всех, окружавших его. Его тщанием и заботой были отстроены, отремонтированы и
украшены десятки храмов, были возведены и расписаны десятки иконостасов, отреставрирована
стенная живопись, заведена новая утварь, отлиты и подняты колокола. И, самое главное, в этих
храмах была возобновлена литургическая жизнь. Владыку могли видеть за собственноручным
изготовлением эскизов, за работой среди архитекторов, мастеров, с бригадами живописцев, на
строительных лесах, под самыми куполами, на колокольнях, на открытом им свечном заводе. С
одними он советовался, других наставлял и учил
1952, 12 декабря — дата кончины. Место смерти — Москва.
Постоянные переезды, тюрьмы и ссылки сказались на состоянии здоровья Владыки. В беседах он
несколько раз предрекал себе скорую кончину. Он скончался от кровоизлияния в мозг в Москве,
вызванный туда по административным делам. Был похоронен в Астрахани при огромном стечении
народа. По данным [10] Владыка Филипп похоронен в левом приделе Покровского собора. Место его
упокоения стало местом паломничества множества верующих. К заветной «стеночке» Покровского
собора приходили и приходят, чтобы пережить духовную встречу с ним, попросить у него молитв и
помощи. И Владыка, как прежде, утешает, вселяет надежду и радость. Записаны случаи чудесной
помощи Божией по его молитвам, исцеления от болезней. Еще при жизни астраханцы почитали
Владыку как подвижника веры. У верующих не осталось сомнения в его необыкновенных духовных
дарованиях и в силе его молитвы
** ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76.
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263.
Архив МБ Коми АССР. Д.КП-7559.
Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press,
1991.С.200.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по
1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.6.С.442-445.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие
документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-
1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.С.996.
Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной
Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.). Сергиев Посад,
1914.С.149.
«Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина
монастыря. М.: Паломник, 1997.С.713-714.
Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический
справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: «Мемориал», 2003. Машинопись.С.42-
43.
Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное
издательство, 1998. 1184с.С.1046.
База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд.
НИПЦ «Мемориал». М.:Звенья, 2004.
Из тьмы забвения: Книга памяти жертв политических репрессий: 1918-1954.
Астрахань. ИПК «Волга». Т.1-2. 2000-2003.
Иосиф (Марьян), игумен. О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа
Астраханского Филиппа (Ставицкого)// ЖМП. 2004. N 5.С.62-71.
За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной
Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/
Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.С.579.
http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/wolynsem.html (сайт А.А.Бовкало. Списки
выпускников духовных учебных заведений. Выпускники Волынской Духовной
Семинарии 1801-1901,1906,1910,1913,1915гг.).
http://drevo-info.ru/articles/17494.html (Древо. Открытая Православная энциклопедия.Архиепископ Филипп (Ставицкий).
Корнеева Александра Васильевна
фото с сайта: https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=161
(19)