История храма во имя Николая Чудотворца и села Дьяковка
Дьяковка и Николаевская церковь (КВ 2024 №2)PDF
Газетный вариант (для увеличения шрифта наведите курсор в левый угол страницы и кликните на знак ,,+,, )
В этом году (2024г) храм села Дьяковка в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,
Чудотворца отмечает значимую историческую дату. Два столетия назад, только вдуматься в эту дату, для православных христиан началось служение в этом храме. Как начиналась история одного из старейших храмов области и какова вообще история молитвенных зданий в селе Дьяковка , читателям «КВ» рассказывает саратовский краевед Геннадий Кузнецов. Он знаком уже нашим читателям по ряду публикаций, в которых рассказывается об истории церквей в Красном Куте, селах Карпенка, Логиновка. И вот новое исследование краеведа. Вместе с Геннадием Григорьевичем совершим путешествие в прошлое.
Год 1797
Дьяковка была заселена в 1797 году выходцами из Тамбовской губернии, и у крестьян сразу возникла проблема, как верующим реализовывать свои религиозные потребности: в необжитом степном крае церквей не было. По неимению рядом священника, младенцы оставались подолгу не крещеными, а больные – без исповеди и святого причастия, потому что в зимнее время да и в распутицу, в деревню Дьяковку добраться было практически невозможно. Уездный город Камышин с Никольским собором находился в 155 верстах,
ближайшее село Черебаево – в 125 верстах. В 1801 году Дьяковка была приписана к самому ближнему селу Камышинского уезда – Золотому. В метрической книге Успенской церкви сохранилась запись за 1801 год: «4 января 1801 года деревни Дьяковки однодворец Иван Иванов [Дьяков] женат вторым браком на однодворческой девице Агафье Осиповой, венчаны со взятием списка». И все- таки расстояние было очень велико: село Золотое лежало более чем в 60 верстах, да еще и на правом берегу Волги. Первый молитвенный дом Строительство молитвенного здания было насущной потребностью. И в 1808 году жителями был
возведен деревянный молитвенный дом, а с 1809 года в нём началось служение, стали вестись метрические книги. Метрическая книга, хранящаяся в Саратовском архиве, начинается с надписи: «1809 года декабря _ дня [для] треб состоявшихся дана сия тетрадь из Камышинского духовного правления Пензенской
епархии Саратовской губернии Камышинского округа села Дьяковки молитвенного дома священно и
церковнослужителям для записывания в 1809 году в приходе их родившимся, браком сочетавшихся и
умерших в точности». Дело в том, что территория находилась в то время под управлением Пензенской епархии. 16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории, первый же архиерей новой кафедры Гаий добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. Самостоятельную кафедру Саратов получил лишь в 1828 году. К молитвенному дому Дьяковки был определен священник Иван Семенович Мараховский и причетник
Павел Иванович Мараховский. Духовная консистория обязала прихожан в течение 5 лет построить церковь, а для поселения это священно, и возвести церковнослужителям дома. Также, для обеспечения их продовольствием, отмерить необходимое количество пашенной и сенокосной земли. Кроме того, жители обязывались после построения церкви снабжать безостановочно всем потребным для неё, то есть свечами, ладаном, вином церковным, мукой на просфоры и прочим. Конечно, за 5 лет недавно обосновавшиеся на новом месте крестьяне построить новую церковь не смогли. Лишь в 1816 году доверенный от жителей Иван Иванович Дьяков подал прошение епископу Пензенскому Афанасию о построении новой каменной церкви, а тот отправил его на рассмотрение Святейшего Синода. 1816- начало строительства Кроме жителей самой деревни, усердно желали быть приходом к предполагаемой церкви малороссияне, казенные соляные возчики Саратовской губернии, поселившиеся хуторами в разных местах по реке Еруслан, которые тоже испытывали нужду в исправлении христианских треб, а потому желали участвовать в построении каменной церкви.По подворной ведомости 1811 года значилось в Дьяковке 119 душ мужского пола, а на хуторах:
Кожушкове 29, Квасниковке 31, Головкове 30, Шмыглине 17, Кораблеве 24, Руденкове 32, Пшеничном
18, Журавлеве 29, Усатове 32 мужские души. Всего в деревне Дьяковке и в прописанных хуторах
состояло мужского пола 361 душа. Для учреждения полного штата и церкви было необходимо в то время 400 мужских душ, то есть недоставало 39 душ. Но деревня Дьяковка и хутора действительно располагались от грекороссийских церквей весьма в значительном отдалении. И Святейший Синод, рассматривающий прошение, принял в уважение столь значительное расстояние и усердие жителей. И 7 июля 1816 года решил позволить построить новую каменную церковь в Дьяковке.
«Села Дьяковки Николаевской церкви»
Метрические книги 1810–1822 годов подписаны «села Дьяковки молитвенного дома», метрическая книга
1823 года «села Дьяковки новостроящейся Николаевской церкви», с 1824 года – «села Дьяковки
Николаевской церкви». Таким образом, церковь была окончена постройкой и освящена в 1824 году.
Здание церкви было каменное, выложенное из керамического кирпича, с внешней и внутренней стороны оштукатуренное, без отопления. Церковь была расположена крестообразно, двери были с южной, северной и западной стороны. В восточной стороне был небольшой прямоугольный алтарь, с западной стороны притвор. Поскольку в плане это был традиционный в культовой архитектуре крест, можно предположить, что размеры притвора такие же, как и алтаря. Колокольни у церкви не было, так как храм не мог быть по своей архитектуре многокупольным, где бы в одной из глав можно было бы разместить колокола. Церковь была мала, ее площадь, исходя из сегодняшних размеров, составляла 73 кв.м, на которых могло уместиться примерно 290-300 человек. Если учесть, что церковь строилась в расчете на 361 мужскую душу, то очевидно, что она была мала уже в момент завершения строительства. Расширить церковь прихожанам удалось лишь в 1863 году, когда к существующей церкви были пристроены трапезная и колокольня. 19.01.2024 https://krasniykut.ru/200-let-otmetit-v-nastupivshem-godu-xram-vo-imya-nikolaya-chudotvorcza-sela-dyakovka.html
Геннадий Кузнецов автор – краевед, занимается историей храмов Федоровского и других районов Саратовской области. Его статьи вы можете прочитать на нашем сайте (ссылка)
(33)