Деревянная или каменная?

Деревянная или каменная
  Газетный вариант. Для увеличения шрифта наведите курсор в левый угол страницы и кликните на знак ,,+,,

Деревянная или каменная? (книжный вариант)

Как известно, большинство церквей в селах Заволжья в середине XIX века были деревянными. Конечно, древесина в степном крае была дорога. Своего дерева не было, поэтому лес, сплавляемый по Волге, покупали на пристанях слободы Покровской (ныне г.Энгельс) и Баронска (ныне г.Маркс), а затем везли до места строительства. Но даже при этом дефиците лесного материала расходы при постройке церквей из дерева были значительно меньше, чем при постройке из кирпича.Однако в селе Дьяковке в 1824 году старый деревянный молитвенный дом совсем обветшал, и жители построили новую церковь, но не деревянную, а каменную,  при том, что Дьяковка – единственное место в Новоузенском уезде, где есть лес. Её площадь была 70 кв.м, то есть могла вместить всего 280 человек. Лишь почти через 40 лет, в 1863 году, крестьянам удалось накопить средств и пристроить трапезную и колокольню.Так почему же крестьяне Дьяковки построили маленькую и тесную каменную церковь вместо большой и просторной деревянной?Причиной этому стали события, произошедшие в самом начале XIX  века. Правящий тогда император Павел I был натурой впечатлительной, и 25 декабря 1800 года неожиданно появился Указ 19.701 «О непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелым. По случаю всеподданнейшего донесения, что Калужской губернии Масальского уезда в селе Шуях сгорела приходская церковь, Государь Император повелеть соизволил, чтоб генерально по  всем Епархиям, если где деревянная церковь сгорит, не позволять строить новой деревянной»[1]. Однако ещё днём ранее, 24 декабря, генерал-прокурор П.Х. Обольянинов сообщил архиепископу Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию «высочайшую волю… для внесения в  Святейшийправительствующий Синод дабы впредь по сему поступать», что и было исполнено «того ж дня, дабы по сей Высочайшей воле поступаемо было»[2)Указ был быстро принят к исполнению. Уже 27 декабря на заседании Святейшего Синода «приказали о должном и непременном по сему Высочайшему Его Императорского Величества повелению исполнении Синодальным членам и  прочим преосвященным епархиальным архиереям, также ставропигиальным Лаврам и монастырям, предписать указами…»[3]. Указы были разосланы всем архиереям, в том числе и в Поволжье, в недавно образованную епархию Саратовскую и Пензенскую.Нереалистичность этого Высочайшего запрещения на строительство деревянных церквей в стране развитого деревянного зодчества была очевидна. Это заставило иркутского епископа Вениамина Багрянского обратиться в Синод. Однако особых уступок добиться не удалось. Из Синода поступил неутешительный ответ: «…Строили бы везде каменныя и, смотря по возможности способов, хотя не огромныя могут обойтись в самую умеренную цену и, может быть, не дороже деревянных, к чему преосвященному епархиальному архиерею по их пастырскому долгу и склонять просящих о построении, но, если бы случилось уже где либо в селении необходимая нужда в построении деревянной церкви и не было бы никаких способов зделать каменную, в таковом случае преосвященный архиерей должен предложить тем прихожанам: не согласятся ли они, чтоб приход приписан был к другим церквям по близости их состоящим. Буде же и в сем найдено затруднение, тогда уже… предоставлять на разсмотрение Святейшему Синоду, который по уважению обстоятельств будет иметь о том разсуждение»[4].11 марта 1801 года Павел I был убит, однако некоторые из  спонтанных постановлений императора так и не были отменены, так что их действие приняло почти необратимый характер.Взошедший на престол Александр I не стал отменять этот указ. В начале его правления были лишь оговорены некоторые исключения из общего правила: возведение деревянных церквей разрешалось по Высочайшему разрешению ввиду особых обстоятельств и трудностей. Было разрешено строить церкви в Сибири, в западных губерниях, в бедных селениях, не имеющих средств на каменное строительство.Но в целом деревянное церковное строительство по всей Российской империи было остановлено. Управляющему села Всесвятки (Ленивки) пришлось писать в консисторию при начале строительства церкви в 1827 году, что собирается строить помещик деревянную церковь «…по неимению в луговой стороне реки Волги в дачах оных удобной глины для деланья кирпича и на обжиг оного дров, а равно извести и песку»[5)Поскольку всем хорошо было известно, что глины в Новоузенском уезде немереное количество, строительство церкви долгие годы не двигалось с места.По той же причине были построены каменные церкви в левобережных селах Узморье в 1827, Красном Яре в 1826, Черебаево в 1826 и Иловатом Ерике в 1815 году.Окончательно запрет на строительство деревянных храмов был отменен лишь при Николае I Указом 8517 от 28 октября 1835 г. «О разрешении впредь строить деревянные церкви повсеместно»[6]. Отмена запрета дала новую жизнь деревянному зодчеству. Так,  в «Атласе проектов и чертежей сельских построек, изданном от департамента сельского хозяйства Министерства государственных имуществ» 1853 года, который предлагался прихожанам для выбора проекта церкви, количество проектов деревянных церквей уже превышало количество проектов каменных.Однако деревянные церкви, построенные после 1835 года, бесконечно далеки от прекрасный образцов деревянного зодчества Русского Севера. Они совсем не похожи на старинные деревянные, срубленные из каких-то титанических бревен, церкви с острыми пирамидальными, шатровыми крышами, крытыми особого рода деревянной черепицей,  с высокими, вычурными крыльцами Русский художник Иван Билибин писал в статье «Остатки искусства в русской деревне» в 1904 году: «Все характерное, типичное пропадает! Бревенчатые, темно-коричневые стены обшиваются досками и выкрашиваются в ослепительно-белый цвет. Когда я раз спросил одного местного жителя, зачем они выбрали именно этот цвет, то он мне ответил, что выкрашенная в белый цвет церковь походит на каменную. Кровля покрывается листовым железом и выкрашивается в ярко-зеленый цвет, куполок – тоже»[7]. В Строительном Уставе осталось общим правилом, что «при сооружении церквей приемлется, чтобы церкви строимы были каменные»[8]. Деревянные церкви рассматривались лишь как исключение из этого правила. Да и на бытовом уровне именно каменные церкви воспринимались как образец изящества и красоты.Деревянные церкви, выстроенные после 1835 года, ставились на каменный фундамент, обшивались тесом и красились чаще всего в белый цвет. Дополняла вид крытая железом крыша, выкрашенная в зеленый цвет. Такая обшивка «под фасад каменного строения» будет определять облик большинства деревянных церквей вплоть до начала XX века.

Геннадий Кузнецов, июль 2023

[1]Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ), Собр.1, т.XXVI (1800), стр.483

[2] РГИА. Ф. 815. Оп. 15. Д. 83. О высочайшем повелении о циркулярном предписании епархиальным архиереям о запрещении строить деревянные церкви. 1800 г. Л. 1–3.

[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 81. Д. 804. Дело по Высочайшему повелению о нестроении деревянных церквей. 1800–1801 гг. Л. 2, 3.

[4] ГАИО, ф.275, оп.1, д.1, лл.92-93.

[5] ГИАНП. Ф.Ф241. Оп.1. Д.22 Указы консистории

[6] ПСЗРИ, Собр.2, т.10 (1835) стр.1054                                                                                                                                     [7] Билибин И.Я. Остатки искусства в русской деревне (1904 г.)                                                                                      [8] Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Устав Строительный. (Раздел III. Устав о зданиях церковных и иных молитвенных. Ст.214.)// Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В.Канцелярии, 1857

Геннадий  Кузнецов автор – краевед, занимается историей храмов Федоровского и других районов Саратовской области. Его статьи вы можете прочитать на нашем сайте (ссылка)

 

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *