Автор статьи, которую мы представляем вниманию читателей,— историк Сергей Бондарь, сотрудничающий с действующим в Саратовской епархии Церковно-историческим обществом имени Епископа Иакова (Вечеркова). Он тщательно изучает историю Воскресенского кладбища и может многое рассказать о тех людях, что покоятся здесь. Сегодня мы публикуем выдержки из его исследования, посвященные описанию могил некоторых священников Саратовской епархии, а также людей, связанных с Церковью своей общественной деятельностью.
Часть 1
Воскресенское кладбище появилось в 1836 году — пришло на смену старому Ильинскому погосту. Долгое время, почти до самой революции, оно находилось за чертой города. Землю под него пожертвовал саратовский мещанин Алексей Пичугин, поэтому сначала кладбище носило название «Пичугино» или «Пичугинское». Позднее, после строительства тем же Пичугиным Воскресенского храма в 1844 году, его стали называть так, как сейчас, хотя многие по-прежнему именовали его Пичугинским. В советское время название «Воскресенское» окончательно утвердилось, однако на заборе одного из домов, стоящих у кладбища, до сих пор написано: «Пичугин проезд».
Самые известные места Воскресенского кладбища — это памятник академику Вавилову, братские могилы умерших в госпиталях от ран в минувшую мировую войну и усыпальница-мемориал Чернышевских. Однако здесь сохранилось довольно много дореволюционных захоронений. Мало кто знает сегодня о том, что здесь покоятся воины и сестры милосердия, умершие от ран и тифа в Русско-японскую и Первую мировую войны. Последний приют на Воскресенском кладбище нашла Зинаида Николаевна Некрасова, жена замечательного поэта XIX века. И конечно, здесь находятся могилы саратовского духовенства. Их описание мы будем делать по окружности против часовой стрелки, начиная справа от входа.
* * *
Справа от входа на Воскресенское кладбище находится 31-й участок. Почти на углу, среди других могил, расположены три могилы священников Дроздова, Тихова и Архангельского. Сан на памятнике отцу Николаю Тихову не указан.
Священник Николай Иванович Тихов (11 декабря 1873 — 31 октября 1919) начинал свое служение в Церкви Христовой надзирателем в Вольском духовном училище. В 1894 году он был назначен священником 2-го штата Владимирской (Маминской) церкви Саратова. В этой должности он прослужил до 9 марта 1917 года, когда был переведен на место настоятеля, которое ранее занимал протоиерей С.Т. Софинский. Неизвестно, нес ли отец Николай священническое служение до самой смерти, неизвестна и причина его кончины. Осенью 1919 года в Саратове расстреливали множество людей, среди которых было немало духовенства. И хотя фамилия Тихов в списках расстрелянных не значится, возможно, именно массовые расстрелы могли стать причиной отсутствия на памятнике сана священника.
На могиле протоиерея Михаила Яковлевича Дроздова стоит простой крест, на котором сделана надпись черной масляной краской. Виден только год смерти протоиерея (1924) — число и месяц уже исчезли.
Отец Михаил родился в семье священника Иакова Ивановича Дроздова в селе Поселок (сейчас — Поселки) Кузнецкого уезда. В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда, затем преподавал в саратовской Свято-Владимирской школе, был надзирателем в Камышинском духовном училище, а в 1893-м назначен временно исправляющим должность священника Тихвинской церкви Саратовского тюремного замка — до выздоровления своего отца, штатного священника этого храма. «Временно» растянулось более чем на полтора года, и только 6 сентября 1894 года (после увольнения отца за штат) отец Михаил был назначен штатным священником Михаило-Черниговской церкви детского учебно-исправительного приюта Галкина-Врасского на реке Вторая Гуселка. В 1898 году он стал настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви Саратова, а в 1913-м возглавил приход саратовской Введенской церкви. Точно известно, что настоятелем он здесь был и в 1918 году, дальнейшие сведения о нем отсутствуют. В сан протоиерея его возвели после революции.
Неподалеку от могилы отца Николая Тихова, чуть вглубь кладбища, похоронен протоиерей Петр Владимирович Архангельский (26 июня 1857 — 25 октября 1916), настоятель Ильинской церкви Саратова. Слово «протоиерей» тщательно соскоблено с памятника.
Отец Петр в 1878 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Сначала он служил преподавателем Саратовского духовного училища, а 1880-е годы был рукоположен во священника и определен к храму во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дворянская Терешка Хвалынского уезда. 10 января 1899 года его перевели в саратовскую Ильинскую церковь, где он и служил до самой смерти. Рядом с отцом Петром (сзади слева) похоронен агроном Андрей Петрович Архангельский (19 августа 1885 — 10 ноября 1939), вероятно, его сын.
* * *
Дальше по дорожке в сторону усыпальницы Чернышевских, немного в глубине, находятся могилы священников Прелатова, Февралева, Фролова, Лебедева, а на границе 31-го и 3-го участков похоронены протоиерей Ливанов со своим сыном.
Могила священника Александра Матвеевича Прелатова, хотя и обнесена оградой, представляет собой заросший травою холмик, в который воткнута металлическая табличка советских лет с надписью масляной краской, свидетельствующая, что Александр Матвеевич Прелатов умер 6 августа 1914 года 37 лет от роду. Это единственное дореволюционное захоронение священника из числа сохранившихся, на котором отсутствует какой бы то ни было памятник, а на табличке не указан сан. Впрочем, скорее всего те, кто писал на ней, и не знали о том, что похороненный здесь человек был духовного звания. Отсутствие памятника на могиле можно объяснить тем, что семья отца Александра после его кончины бедствовала. Известно, что через семь месяцев после смерти священника его вдове Параскеве с детьми от Святейшего Синода была положена казенная пенсия в размере 100 рублей в год.
Родился отец Александр в семье псаломщика Матвея Прелатова. Учился в Саратовской духовной семинарии, но курса не окончил, и в декабре 1890 года был назначен псаломщиком в Вознесенскую церковь Кузнецка. Через два года, после смерти отца, был переведен на его место — в Михаило-Архангельскую церковь села Бедняковка (Грушовка) Аткарского района, а в январе 1899 года — в Николаевский храм села Малая Сердоба Петровского уезда. В ноябре 1901 года отец Александр был рукоположен во диакона и назначен в Спасо-Преображенскую церковь слободы Песчанки Балашовского уезда. В 1904 году его переводят в слободу Иловатку того же уезда, а через несколько лет он возвращается в Песчанку — в Покровский храм. В 1909 году отец Прелатов был рукоположен во священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ириновка Саратовского уезда. Через пять лет он скончался. Столь долгий рост по служебной лестнице — 18 с лишним лет от псаломщика до священника — очевидно, объясняется отсутствием полного семинарского образования.
Слева от могилы отца Александра Прелатова расположена почти исчезнувшая могила священника Димитрия Васильевича Февралева. Его неогороженная могила с двух сторон зажата оградами соседних захоронений. На ней стоит низенький памятник с уже довольно трудно читающимся текстом: «Здесь покоится священник Дмитрий Васильевич Февралев, сконч. 8 сент. 1913 г. 31 года. Мир праху твоему, дорогой сын».
О священнике Димитрии Февралеве сохранилось мало сведений. Между 1904 и 1908 годами он стал надзирателем в Камышинском духовном училище, а 25 июня 1908 года его назначили священником Николаевской церкви села Пилюгина Вольского уезда. Он прослужил здесь пять с небольшим лет и в возрасте 31 года скончался. Вероятно, он не был женат, ибо из эпитафии видно, что памятник установили родители.
Можно предположить, что он происходил не из духовного сословия. С 1869 года ктитором церкви в Пилюгино был крестьянин Дмитрий Никифорович Февралев. Затем при храме были другие ктиторы, а в 1901 году ктитором стал крестьянин Василий Дмитриевич Февралев. На этом сведения о Февралевых исчерпываются. Можно предположить, что первый по счету ктитор — дед священника, а второй — его отец.
Недалеко похоронен священник Александр Петрович Фролов († 29 мая 1936). Памятник на его могиле — лежащая на земле плита, густо заросшая травой.
Отцом похороненного на Воскресенском кладбище священника был Петр Фролович Фролов, тоже священник. Фролов-старший был крестьянин села Бегуча Петровского уезда, по происхождению — мордвин. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвез его в Петровское уездное училище, по окончании которого он занял место сельского учителя в селе Зиновьевка Петровского уезда и тем самым освободился от призыва в армию. Здесь П.Ф. Фролов женился на дочери священника Гавриила Ивановича Красноярского из села Лопатино Кузнецкого уезда — Аполлинарии. Она уговорила его встать на путь священнического служения. С 1887 по 1892 год отец Петр служил диаконом Михаило-Архангельской церкви села Старый Пичаур Хвалынского уезда, а в 1892 году был рукоположен во священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельской же церкви в мордовское село Холстовку того же уезда — как знающий мордовский язык. В Холстовке в 1905 году отец Петр скончался. Похоронили его в ограде холстовского храма. В некрологе было отмечено, что в течение 32 лет, с момента поступления в должность учителя и до смерти, священник Петр Фролов вел дневник, «куда вносил все, что он делал, что читал, писал, где был, кого видел и в завершение ежедневно описывал погоду. Даже пред смертию не забыл свой дневник, просил сына наутро написать со слов его, но утром была его смерть».
Автором некролога был священник Александр Петрович Фролов, сын покойного. Фролов-младший начал свое служение псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Баевка Хвалынского уезда. В 1900 году он перешел в Вознесенскую церковь Кузнецка. Через два года его назначили диаконом в село Большие Сестренки Балашовского уезда, но вскоре перевели в Космодамианскую церковь села Переезд Аткарского уезда. В 1906 году отец Александр был рукоположен во священника и определен к Христорождественской церкви села Верхозим Кузнецкого уезда, а в 1912 году его назначили настоятелем Богоявленской церкви села Черный Затон Хвалынского уезда. Последние сведения о нем датируются 1916 годом — он все еще служил в Черном Затоне. Так как храм в этом селе сгорел в 1923 году, а новые церкви уже не строились, очевидно, что отец Александр был переведен куда-то еще. То, что он умер в 1936 году, за год с лишним до «окончательного» решения «церковного» вопроса, дало возможность похоронить его на Воскресенском кладбище, поставить памятник с указанием не только даты, но и времени смерти.
Хорошо сохранился памятник на могиле протоиерея Василия Павловича Лебедева († 11 октября 1910), сделанный из черного мрамора. И хотя венчающий его крест в советские годы был сломан, вместо него не так давно появился самодельный, из арматуры. Вероятно, живы потомки отца Василия, следящие за могилой.
О нем пока известно немного. Он почти всю свою жизнь прослужил настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Идолга Саратовского уезда, поступив туда до 1867 года. В сан протоиерея его возвели в 1896-м.
Семейное захоронение Ливановых содержится в порядке и обнесено оградой. Здесь находится две могилы: Владимира Николаевича Ливанова, умершего в 1905 году, и его отца, протоиерея Николая Николаевича, пережившего сына на 11 лет.
Протоиерей Николай Николаевич Ливанов († 7 января 1916) родился в семье астраханского протоиерея. В 1865 году на родине он окончил духовную семинарию, а в 1869 году — Петербургскую духовную академию. В 1871-м получил ученую степень кандидата богословия. С октября 1869 года отец Николай преподавал различные дисциплины в Рязанской духовной семинарии, а в последний день 1880 года его назначили «исправляющим должность» ректора Пермской семинарии, где он также занимался преподаванием. Через восемь лет отец Николай стал инспектором Пензенской семинарии, откуда в июле 1893 года перевелся на ту же должность в Саратовскую семинарию. Через два года его рукоположили во священника и назначили на второй штат к Сретенской церкви Саратова, а в 1913 году — настоятелем Вознесенско-Горянской церкви.
* * *
Сразу за могилой протоиерея Михаила Дроздова расположена могила протоиерея Николая Федоровича Лебедева, а немного далее похоронен его однофамилец — священник Александр Иванович Лебедев. На могиле отца Александра выросло огромное дерево, покосившееся от времени.
Протоиерей Николай Лебедев начинал свою службу псаломщиком Троицкой церкви слободы Покровской Новоузенского уезда Самарской губернии. В 1889 году он был переведен в Саратовскую епархию и стал диаконом Ильинской церкви Саратова. В 1891 году назначен настоятелем Сергиевской церкви села Малая Сергиевка Балашовского уезда, а в 1915-м — настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви Саратова, служил здесь до революции. Дальнейшие сведения отсутствуют, но благодаря надписи на памятнике известно, что скончался он 5 марта 1932 года, 56 лет от роду.
О священнике Александре Ивановиче Лебедеве († 4 марта 1917, 41 года) известно только то, что в 1915 году он был вторым священником Нерукотворенно-Спасской церкви Саратова.
* * *
Недалеко от Лебедевых похоронены Никифор Алексеевич Быстрицкий (1868-1912) и Нина Аркадьевна Быстрицкая (1870-1942). Известно, что в конце XIX — начале XX века в Саратовской епархии служил священник Никифор Алексеевич Быстрицкий. Можно предположить, что именно его прах покоится в этой могиле. Если это так, то год кончины, указанный на кресте, ошибочен, отец Никифор умер 24 сентября 1913 года.
* * *
Неподалеку в семейной могиле похоронены иерей Михаил Иванович Скородумов (17 ноября 1856 — 29 октября 1923), вероятно, его дочь Елизавета Михайловна Виноградова (30 июля 1890 — 4 марта 1969), вероятно, зять Анатолий Борисович Виноградов (6 мая 1886 — 18 августа 1937) и некий Толя Николаев (1934-1938). Над могилами стоят два обычных металлических креста.
Биография священника Скородумова типична для сельского пастыря. Он окончил Пензенскую духовную семинарию и, по рукоположении во священный сан, служил по селам Саратовской губернии. Последнее известное место его служения — Покровская церковь села Старая Сосновка Аткарского уезда. После 1912 года сведения о нем отсутствуют.
Про А.Б. Виноградова точных данных нет. Человек с такими фамилией, именем и отчеством в 1909 году был рукоположен во священника и определен к Николаевской церкви села Безобразовка Аткарского уезда, где и служил шесть с лишним лет. В 1915 году он был назначен законоучителем в женскую гимназию слободы Баланды Аткарского уезда (ныне — город Калининск) и приписан сверх штата к слободской Введенской церкви.
* * *
Недалеко от Скородумовых около чьей-то ограды, над едва заметным могильным холмом, стоит труба с приваренной сверху табличкой, надпись на которой гласит, что здесь лежит Александр Павлович Бедняков, умерший в 1921 году. В Саратове в начале XX века служил священник, чье имя полностью совпадает с именем человека, похороненного здесь. Его биография после революции неизвестна.
Отец Александр Бедняков в 1900 году окончил Саратовскую духовную семинарию, после чего служил псаломщиком в церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в 1-м Мариинском детском приюте. В 1903 году назначен настоятелем Христорождественской церкви села Усовка Саратовского уезда, в 1908-м — настоятелем Казанской церкви села Марфино Аткарского уезда. С 1913 года был смотрителем Саратовского епархиального свечного завода; в том же году назначен священником Тито-Серафимовской церкви в саратовской богадельне святого Тита Чудотворца. Через год был переведен в Скорбященскую церковь Александровской земской больницы. Служил здесь и в 1917 году.
* * *
Ближе ко входу похоронены супруги Квасниковы. На могиле — памятник из красного мрамора.
Георгий Михайлович Квасников (†1909) в предреволюционные годы был довольно известным человеком в Саратове, держал свой магазин, в котором предлагался большой выбор церковной утвари и облачений для духовенства. Он был ктитором Александро-Невского Кафедрального собора. На его средства построена Алексиево-Сергиевская церковь Саратовского Александро-Мариинского первого мужского реального училища (гимназия № 1, известная как средняя школа № 19). Здание церкви сохранилось до наших дней, в ней находится спортзал.
* * *
От поворота к усыпальнице Чернышевских вправо между могилами уходит тропинка. Она является границей между 31-м участком (ближе ко входу) и 3-м участком (ближе к Чернышевским). На 3-м участке стояла кладбищенская Воскресенская церковь, поэтому здесь также нашли свой последний приют многие священнослужители Саратова.
Здесь находится могила протоиерея Матфия Михайловича Розанова (16 августа 1819 — 11 февраля 1907) и жены его брата, протоиерея Кафедрального собора Андрея Михайловича Розанова, Анны Ивановны. Памятник — высокий постамент с Евангелием и крестом.
Об отце Матфие сохранилось довольно много сведений. Он родился в семье бедного пономаря Александро-Невской церкви села Куракино Сердобского уезда. Осенью 1828 года отец отвез его в Пензенское духовное училище. Долго в Пензе пономарский сын не задержался: в декабре того же года была открыта самостоятельная Саратовская епархия — мальчик был определен в Саратовское духовное училище и тут же зачислен в архиерейские певчие. По окончании семинарского курса в 1842 году Розанов был рукоположен во священника и назначен в село Чардым Саратовского уезда. Затем были Щербедино (Шепелевка) Балашовского уезда (1843-1847), Карякино Аткарского уезда (1847-1848), Верхняя Березовка того же уезда (1848-1854). Овдовев в 1853 году, отец Матфий перевелся в Саратов: сначала в Вознесенско-Сенновскую церковь, затем в Введенский храм. В 1867 году он был определен к Воскресенской церкви на кладбище, где служил до самой кончины. Некоторое время отец Матфий был благочинным саратовских городских церквей и членом семинарского правления.
* * *
Рядом, наискосок (следующий ряд могил, ближе к усыпальнице Чернышевских, второе захоронение от дороги) лежит протоиерей Павел Иванович Чудновский (30 октября 1845 — 24 июня 1910). В первой половине 70-х годов XIX века он служил в Скорбященской церкви Александровской больницы Саратова. В феврале 1876 года был назначен настоятелем Вознесенского собора Камышина и возведен в сан протоиерея. Все десять лет службы в Камышине отец Павел был благочинным камышинских городских церквей. В 1886 году он перевелся в Саратов и назначен настоятелем Нерукотворенно-Спасской церкви. С декабря 1887 года служил вторым священником саратовской Сретенской церкви, а в 1895 году стал ее настоятелем. Несколько лет отец Павел был председателем Саратовского епархиального училищного совета.
* * *
Рядом с могилой протоиерея Чудновского стоит почти разрушенный памятник протоиерею Михаилу Александровичу Соколову и его жене.
Протоиерей Михаил Соколов 35 лет был законоучителем Мариинского института благородных девиц в Саратове и служил в институтской домовой церкви. Имел множество наград вплоть до наперсного креста из Кабинета Его Величества. За полтора года до кончины ушел за штат. Умер отец Михаил 7 мая 1909 года в день Вознесения Господня.
Интересно, что о его смерти в «Саратовском духовном вестнике» нет не только некролога, но и даже обычной заметки в официальном отделе, зато помещено слово его преемника в Марие-Магдалинской церкви института благородных девиц протоиерея Сергия Петровича Ильменского: «К погребению протоиерея М. А. Соколова, бывшего законоучителя Саратовского мариинского института: О благодатных утешениях христианской веры при гробе священнослужителя». (В 1914 году протоиерей Сергий Ильменский принял иноческий постриг, а в марте 1917 года занял кафедру епископа Соликамского, викария Пермской епархии. В 1918 году при отступлении красных из Перми он был зверски замучен на реке Каме. В 1999 году епископ Феофан (Ильменский) прославлен в лике святых.)
Рядом с могилой отца Михаила и его жены стоит памятник на могиле некоего Володи Соколова, ученика 7-го класса 1-й мужской гимназии Саратова. Вероятно, это сын отца Михаила. Памятник на могиле гимназиста также находится в плачевном состоянии. Слева и сзади на нем указаны имена трех человек, возможно, родственников. Недалеко похоронено много Соколовых. В частности — заслуженный артист РСФСР Валериан Евгеньевич Соколов (1891-1959). Вероятно, все Соколовы связаны между собою родственными узами.
Здесь же похоронен протоиерей Николай Николаевич Лебяжьев, умерший 13 (26) июля 1931 года в возрасте 61 года. Известно о нем немного: служил в духовном училище Сызрани Симбирской губернии преподавателем приготовительного класса. По предписанию Департамента земледелия 13 апреля 1906 года его перевели на должность законоучителя в Мариинское среднее сельскохозяйственное училище в Мариинской Колонии (ныне — Октябрьский Городок Татищевского района), а 23 мая того же года Преосвященный Гермоген (Долганев) назначил его настоятелем Марие-Магдалинской домовой церкви училища. В сан протоиерея отца Николая возвели после 1912 года.
* * *
Близко находится могила протоиерея Петра Степановича Бегучева (1869-1931). Рядом похоронен (вместо памятника на ограду прикреплена табличка) Валентин Алексеевич Бегучев (6 июня 1933 — 25 июня 1973), вероятно, его внук.
Отец Петр Бегучев родился в семье псаломщика С. Бегучева, служившего в саратовских городских церквах и умершего в конце 1892 года. По окончании Саратовской духовной семинарии в 1889 году Бегучев-младший стал псаломщиком Петропавловского собора Петровска, а через два года — диаконом Духосошественской церкви Саратова. В феврале 1893 года отца Петра назначают священником 3-го штата Вознесенского собора Камышина. В 1898 году он переходит на ту же должность в Воскресенскую кладбищенскую церковь Саратова, а в 1910-м — в Сретенский храм. Здесь его застала революция, после 1917 года сведений о нем нет.
* * *
На этом же участке, около дороги к усыпальнице Чернышевских, стоит еще один памятник. Здесь находится склеп семьи Лубошниковых. Судя по надписи на памятнике, под ним лежит Анна Сергеевна Родионова (урожденная Лубошникова) (1 февраля 1861 — 23 февраля 1886), а может быть, и еще кто-то. Надпись внизу извещает: «Сия могила принадлежит саратовскому купцу Сергею Филипповичу Лубошникову». Вероятно, это тот самый купец Сергей Лубошников, который в 1894 году пожертвовал на исправление Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви Саратова 1000 рублей. Известен еще купец Иван Лубошников, назначенный в 1905 году ктитором Иоанно-Предтеченской церкви Саратова.
* * *
Дорожка, ведущая к могиле Чернышевского, продолжается и за ней. Первый поворот от нее направо, третья могила от дороги — тут покоится протоиерей Андрей Иоаннович Флегматов. Надпись на надгробии гласит: «Протоиерей Андрей Иоаннович Флегматов, сконч. 29 июля 1914 г. 96 лет». С левой стороны памятника, почти у самой земли — надпись торговца памятниками: «И.Д. Попов. Саратов». Фирма Попова основана до 1911 года, ее название несколько раз встречается на старых памятниках кладбища последних предреволюционных лет.
Отец Андрей Флегматов в 60-е годы XIX века служил в Камышине, в середине 70-х годов стал настоятелем Успенского собора посада Дубовки, а в феврале 1888 года — настоятелем же Успенского собора Царицына. В сентябре 1897 года его перевели первым священником Крестовоздвиженского женского монастыря Саратова, а в феврале 1909 года, по прошению, отец Андрей уволился за штат. В год увольнения за штат ему исполнился 91 год (!), после этого он прожил еще 5 лет.
Протоиерей Флегматов довольно много писал на церковно-исторические, миссионерские темы: местные «Епархиальные ведомости» регулярно печатали его статьи в 70-90-е годы XIX века. В 1899 году в Саратове вышла третьим изданием его книга «Беседы по русскому расколу и сектантству».
Часть 2
Начнем мы с могил духовенства послереволюционного периода, которые находятся за памятником Н.Г. Чернышевскому, на 1-м и 2-м участках. Но одна из них относится к дореволюционной эпохе.
Необычный памятник расположен во втором ряду от мемориала Чернышевских. Памятник — с двумя надписями. Вверху: «Иван Петрович Богданов». Внизу: «Здесь погребены бренныя остатки протоиерея Иоанна Серг. Крылова, зятя его губ. секр. Константина и дочери Надежды Мошковых». Памятник состоит из двух частей и выглядит довольно нелепо. Возможно, он составлен из двух частей искусственно.
Протоиерей Иоанн Крылов скорее всего был первым настоятелем Сретенской церкви Саратова. Он учился сначала в Астраханской духовной семинарии, затем в Пензенской, закончив ее со званием студента. В 1807 году отец Иоанн был настоятелем Казанской церкви села Вязовка Вольского уезда, но в том же году его перевели в саратовскую Вознесенскую церковь (будущая Спасо-Преображенская единоверческая), где он прослужил 11 лет. В 1818 году, когда при строящейся Сретенской церкви был открыт самостоятельный штат причта, отец Иоанн Крылов стал ее настоятелем. Он умер около 1848 года; по крайней мере, в этом году он перестал быть настоятелем. Мошковы — тоже из духовенства; представители этого рода служили в том же Сретенском храме (правда, лет через 40 после смерти протоиерея Крылова — в 1880-е годы). Впрочем, о детях протоиерея Крылова ничего не известно.
На том же 1-м участке, рядом с дорогой, отделяющей его от 6-го, похоронен священник Петр Иванович Никольский (†30 ноября 1893). Последние два года своей жизни он был уже за штатом и являлся смотрителем Саратовского епархиального свечного завода. Тут же погребен и его сын Иван Петрович Никольский (†29 августа 1935), который священнослужителем, кажется, не был.
Центром советских захоронений духовенства, безусловно, являются могилы двух почитаемых саратовских архиереев — епископа Вениамина (Милова) (8 июля 1887 — 2 августа 1955) и архиепископа Досифея (Протопопова). Архиепископ Досифей умер в 1942 году, и интересно то, что надпись на памятнике сделана в дореволюционной орфографии. Вокруг покоятся другие священнослужители: протоиереи Иван Иванович Хохлогорский (умер 3 ноября 1947 года в возрасте 67 лет), Серафим Антонович Казновецкий (22 февраля 1905 — 12 апреля 1952), Константин Михайлович Соловьев (13 мая 1877— 17 апреля 1953), Николай Иванович Черников (1885 — 21 сентября 1950), Вячеслав Александрович Травинский (1867 — 11 сентября 1950), игумен Иона (умер 18 марта 1951 года в возрасте 70 лет), клирик саратовского Свято-Троицкого собора диакон Савва Дмитриевич Иванов (1886 — 21 апреля 1962). Желающих познакомиться с биографиями обоих архиереев и протоиереев Казновецкого, Соловьева, Травинского, а также игумении саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря Антонии (Заборской), похороненной на самом краю кладбища (42-й участок), отсылаю к книге «Саратовские подвижники». Кроме того, об отце Константине Соловьеве написана обстоятельная статья (Руфимский А.В. Саратовский Серафим. Материалы к биографии протоиерея Константина Соловьева (1877–1953) // Волга. 1998. № 2–3).
***
На 41-м участке находится могила расстрелянных, на плите которой высечены имена 42 человек, в том числе пятерых священнослужителей. В советские годы тех, кого приговаривали к расстрелу в Саратове, хоронили на Воскресенском кладбище — это неоспоримый факт. Но известно и то, что первоначально тела убитых сбрасывали в овраг, а не закапывали на территории кладбища. Овраг находится недалеко, но все же ниже могилы расстрелянных. Кроме того, на том маленьком клочке земли, где стоит памятник, вряд ли уместились бы тела 42 человек, даже если класть их одно на другое. Окрестности этой могилы покрыты многочисленными захоронениями послевоенных лет. Сомнительно, чтобы в 60–70-е годы XX века, то есть через сорок-пятьдесят лет после расстрелов, когда еще могли быть живы свидетели и родственники, прямо по старым рвам, заполненными человеческими останками, стали бы хоронить вновь. Это могло привести к нежелательной для властей огласке, воспоминаниям. Вероятно, могила расстрелянных — это памятник всем тем, кто перечислен на надгробной плите. Неизвестно, когда памятник появился и кто был инициатором его возведения, но считается, что именно здесь похоронен епископ Вольский Герман (Косолапов), протоиереи Андрей Васильевич Шанский, Михаил Павлович Платонов, Геннадий Иванович Махровский и священник Олимп Васильевич Диаконов. Их биографии также описаны в книге «Саратовские подвижники». О жизненном подвиге протоиереев А.В. Шанского, Г.И. Махровского и священника О.В. Диаконова, кроме того, можно прочитать в первом номере журнала «Саратовские епархиальные ведомости».
***
Могилы саратовского духовенства есть еще в двух местах Воскресенского кладбища. На 7-м участке имеются захоронения под тремя памятниками нескольких поколений семьи Архангельских. Центральный памятник стоит над могилой псаломщика Введенской церкви Саратова диакона Василия Ивановича Архангельского, скончавшегося 17 февраля 1876 года. Здесь же похоронены еще как минимум шесть человек, связанных между собой родственными узами. Один из шести — Гавриил Васильевич Архангельский, умерший 16 июля 1921 года в возрасте 57 лет, сын псаломщика-диакона. Он был священником, о чем на памятнике не сказано, так как шел 1921 год. Окончив Саратовскую Духовную семинарию, он в октябре 1884 года назначается настоятелем храма во имя великомученика Димитрия Солунского села Чувашской Кулатки Хвалынского уезда. Через год он был переведен на ту же вакансию в Иоанно-Предтеченскую церковь села Новиковка Саратовского уезда, а в 1888 году — настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Елшанка того же уезда. Здесь он служил до 1917 года, затем его след теряется.
Недалеко от могил Архангельских находятся могилы Вячеслава Григорьевича Кедрова (из надписи на памятнике следует, что он погиб в 1937 году в возрасте 57 лет), его жены Марии Ивановны (1883–1974) и, вероятно, их же детей: Владимира (умер в 1930 году в возрасте 21 года), Николая (умер в 1939 году в возрасте 21 года) и Дмитрия (умер в 1941 году возрасте 25 лет). С 1911 года диаконом Воскресенской кладбищенской церкви был Вячеслав Григорьевич Кедров — вероятно, это тот человек, что похоронен здесь. Его судьба после 1918 года неизвестна.
На 4-м участке похоронен священник Александр Степанович Папков. Он родился 16 ноября 1872 года в селе Соколово Кирсановского уезда Тамбовской губернии, в 1894 году окончил Тамбовскую духовную семинарию со званием студента. Свое служение отец Александр начал в каменной церкви Димитрия Солунского села Дуровка Сердобского уезда, затем был настоятелем Спасо-Преображенской церкви села Зубриловка Балашовского уезда, священником 2-го штата Успенской церкви Камышина. С 1910 по 1913 год он — настоятель Казанской церкви в Улешах в Саратове, затем священник 3-го штата Вознесенско-Сенновской церкви Саратова. После 1917 года отец Александр неоднократно арестовывался, но умер своей смертью, на воле — 13 августа 1938 года. Рядом с ним под одним крестом похоронена его жена Анна Хрисанфовна (1877–1952).
***
Расскажем о некоторых могилах на кладбище, которые к духовенству относятся не напрямую, а опосредованно.
На 31-м участке находится могила Валериана Николаевича Рахинского (умер 18 сентября 1952 года в возрасте 60 лет). Рахинский — сын саратовского протоиерея Николая Ивановича Рахинского, настоятеля домовой Александро-Невской церкви Александровского ремесленного училища. В клировых ведомостях Александро-Невской церкви за 1917 год Валериан Николаевич показан врачом полевого лазарета. Там же названа и дата его рождения — 19 декабря 1891 года.
На том же участке похоронены представители фамилии Исуповых, Владыкиных, Горизонтовых, Голубевых, Космолинских — все из духовного сословия.
В глубине 31-го участка, неподалеку от могилы супруги поэта Н.А. Некрасова, стоят два креста. Табличка на левом кресте заржавела, и надпись на ней не читается, а на правом кресте надписи выглядят так — вверху: «Лидочка Худякова, 1 июля 1945 — 15 июля 1948», внизу: «Александр Олимпович Малинин, 1874–1966». Редкое отчество дает нам возможность поставить знак равенства между Александром Олимповичем Малининым, похороненным на кладбище, и тем Александром Олимповичем Малининым, который был священником Саратовской епархии перед революцией.
Его отец, священник Олимп Васильевич Малинин, служил в сельских приходах. В начале 70-х годов XIX века он нес священническое служение в селе Куриловка Вольского уезда. В середине 80-х годов он — настоятель храма во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Тепловка Саратовского уезда. Отсюда в 1895 году был уволен за штат к Иоанно-Предтеченской церкви села Новиковка того же уезда, затем становится священником Крестовоздвиженской церкви села Второе Варыпаево Петровского уезда, но скоро назначается настоятелем обратно в Новиковку. Прослужив здесь два года, в марте 1899 года он увольняется за штат «впредь до выздоровления». Пробыв за штатом свыше пяти лет, отец Олимп возглавил приход Воскресенского храма села Новая Бахметевка Аткарского уезда. 2 сентября 1909 года его снова увольняют за штат. Дата его смерти неизвестна.
Старшего сына священника Малинина звали Петр. Он окончил Оренбургскую духовную семинарию. В 1891 году он стал настоятелем Александро-Свирской церкви села Биклея Саратовского уезда, через 4 года — храма в Тепловке, где служил до этого его отец, а спустя одиннадцать лет отец Петр назначается настоятелем Николаевской церкви села Новый Кряжим Кузнецкого уезда. В этой же должности он служил и в 1914 году, после чего сведения о нем теряются.
Младший сын отца Олимпа, чей прах, вероятно, покоится на Воскресенском кладбище, так же, как и его брат Петр, окончил Оренбургскую духовную семинарию, летом 1896 года был рукоположен во диакона и полгода служил в Казанской церкви села Зиновьевка Петровского уезда, откуда в январе 1897 года переведен псаломщиком-диаконом в Крестовоздвиженскую церковь Вольской военной школы, где прослужил почти весь 1897 год. В ноябре отец Александр был рукоположен во священника и назначен настоятелем Нерукотворенно-Спасской церкви села Баклуш Вольского уезда. Последние сведения о нем также относятся к 1914 году.
Что же касается Лидочки Худяковой, то она может приходиться Александру Олимповичу внучкой или даже правнучкой.
На кладбище имеется множество могил родственников духовенства. На 3-м участке похоронены Сергей Андреевич Моногенов (1883–1948) и его жена Софья Владимировна (1900–1950). Сергей Андреевич, сын протоиерея Андрея Гавриловича Моногенова, первого настоятеля Князе-Владимирской церкви Саратова, был известным в Саратове врачом.
Недалеко от могилы архитектора К.Л. Мюфке под одним крестом похоронены Надежда Сергеевна Траецкая-Адриановская, умершая 29 декабря 1968 года в возрасте 77 лет, и Ляля Сергиевская, умершая в 1920 году. Слева стоит еще один крест без надписи. Надежда Сергеевна приходится дочерью клирику Воскресенской кладбищенской церкви священнику Сергию Иродионовичу Траецкому, служившему здесь с 1902 года. Возраст ее на памятнике указан неверно: по клировым ведомостям Воскресенской церкви она родилась 17 сентября 1890 года, стало быть, к моменту смерти ей было 78 лет. Надежда Траецкая еще до революции вышла замуж за полковника Сергиевского; очевидно, что Ляля Сергиевская — их дочь. Вторая же часть фамилии «Адриановская» свидетельствует о том, что Надежда Сергеевна вышла замуж как минимум еще один раз.
На 1-м участке расположена могила дочери расстрелянного в советские годы священника Михаила Ивановича Сошественского Екатерины Сошественской-Медокс (†27 ноября 1963). На границе 1-го и 2-го участков похоронен сын отца Михаила Василий Михайлович Сошественский (†17 августа 1953).
Неподалеку похоронен профессор, доктор медицинских наук Сергей Хрисанфович Архангельский (1890 — 3 сентября 1950). Он был сыном клирика Вознесенско-Горянской церкви Саратова священника Хрисанфа Андреевича Архангельского, умершего довольно молодым в 1894 году.
Сергей Хрисанфович в 1911 году окончил семинарию, а потом поступил на медицинский факультет Варшавского университета, откуда в 1912 году перевелся на второй курс Саратовского университета. В 1915 году призван в армию и служил в должности младшего врача в 3-й Туркестанской дивизии на Юго-Западном фронте, где у него появилось желание стать хирургом. В 1918 году был демобилизован, и после сдачи на медицинском факультете государственного экзамена поступил на работу помощником прозектора при кафедре нормальной анатомии Высших женских курсов. По совету профессора С.И. Спасокукоцкого докторская диссертация Архангельского имела топографо-анатомический характер и называлась «Сосуды желудка и их значение для клиники». Она была выполнена на кафедре профессора В. Н. Шевкуненко и Военно-медицинской академии имени Кирова и защищена в 1941 году. Сергей Хрисанфович — автор научных работ по операциям на органах средостения, периферической и симпатической нервной системы, крупных сосудах. В войну он консультировал и оперировал в 16 госпиталях, был ведущим хирургом нейрохирургического госпиталя № 1056. Будучи заведующим кафедрой, он одновременно заведовал хирургическим отделением больницы водников. Под его руководством выполнены 1 докторская и 4 кандидатские диссертации.
***
На 1-м участке, чуть вправо и вглубь от памятника Вавилову, стоит памятник из белого мрамора, наверху которого изображено Евангелие, а текст надписи гласит, что здесь похоронен Павел Антонович Голиков, умерший 7 июля 1913 года на 81 году жизни. Он был ктитором саратовской Вознесенско-Горянской церкви с 1893 года.
На 6-м участке похоронены четыре представителя рода Пушкарных: Иван Степанович и Наталия Федоровна, вероятно, муж и жена (дат жизни нет), Юлия Александровна (†1912) и Зоя Михайловна Розанова-Пушкарная (†1974). Иван Степанович Пушкарный в 1903 году упоминается как ктитор Вознесенско-Сенновской (Митрофановской) церкви Саратова.
По дороге, уходящей влево от входа на кладбище (8-й или 9-й участок), стоят два высоких металлических креста на бетонном пьедестале. Здесь лежат Вера Ивановна Семидетнова (†1910) и ее сестра Феодосия Ивановна Беккер (†1909). Анна Ивановна Семидетнова — храмоздательница Серафимовской церкви и Николаевской церкви в Крестовоздвиженском женском монастыре Саратова — их родная сестра. Еще двое Семидетновых — Николай Михайлович (†1969) и Александра Архиповна (†1967) — похоронены на 5-м участке. Имеют ли они отношение к Анне Ивановне и двум ее сестрам, неизвестно.
***
Особо следует сказать о могилах священников, похороненных или в Воскресенской церкви на кладбище, или в непосредственной близости от нее. Известно о четырех таких могилах, естественно, ни одна из них не сохранилась. Это захоронения кафедрального протоиерея Иакова Васильевича Ивановского, протоиерея Иоанна Васильевича Смельского и его жены (похоронены в одном склепе), протоиерея Александра Емельяновича Фиолетова и клирика Христо-Рождественской церкви слободы Баланда священника Иакова Павловича Лаврова.
Протоиерей Иаков Васильевич Ивановский родился 4 октября 1841 года в семье бедного священника села Дурникино Балашовского уезда. Окончил Балашовское духовное училище, в 1862 году — Саратовскую духовную семинарию. По окончании три года был учителем русского языка «с соединенными с последним предметами», а в феврале 1865 года епископ Иоанникий (Руднев) рукоположил его во священника. 19 лет после этого отец Иаков служил в Кузнецке: Николаевская церковь, Вознесенская, Троицкая. В 1884 году его переводят, по прошению, в Александро-Невский Кафедральный собор Саратова. Шесть лет отец Иаков был рядовым священником, семь лет ключарем и только 10 декабря 1897 года стал кафедральным протоиереем. Хотелось бы отметить, что, неся священническое служение, он в свое время был законоучителем в двух кузнецких и трех саратовских приходских училищах, благочинным церквей города Кузнецка, членом и секретарем Саратовского епархиального училищного совета, экзаменатором кандидатов на должность псаломщика, сверхштатным, а потом штатным членом консистории, членом, потом председателем епархиального попечительства о бедных духовного звания и совета по управлению епархиальной богадельней. В 1909 году, чувствуя в себе «сильное нездоровье и упадок сил», отец Иаков подает прошение об увольнении за штат. Родные вывезли его на дачу в село Разбойщина, где он скончался утром 2 июня 1909 года. Похоронили протоиерея Иакова Ивановского «в галерее под северною стеною церкви».
Протоиерей Иоанн Васильевич Смельский (†23 октября 1894) был очень известным деятелем в Саратовской епархии. Родом он был из Тамбовской губернии, из семьи причетника села Сезеново Лебедянского уезда. По окончании Тамбовских духовных училища и семинарии Иоанн Смельский окончил Казанскую духовную академию (1854). Преподавал в Саратовской духовной семинарии, был помощником инспектора, секретарем правления, экономом, ревизором духовных училищ епархии, полгода (в 1869) исправлял должность ректора семинарии. 17 января 1865 года епископ Иоанникий (Руднев) рукоположил его во священника к Крестовой церкви Саратовского архиерейского дома (с сохранением и семинарских должностей). 9 августа того же года отца Иоанна переводят в Троицкий храм, где он и служил до самой смерти. В сан протоиерея возведен в 1869 году, с января 1875 года становится членом Саратовской духовной консистории. Был отец Иоанн также членом разных учреждений: Саратовского губернского училищного совета, епархиального попечительства о бедных духовного звания, Совета епархиального женского училища (с 1882 — его председатель). За добросовестные труды по должности председателя цензурного комитета для рецензии проповедей и катехизических поучений ему было преподано архипастырское благословение. Когда же в царствование императора Александра III была возрождена церковная школа, протоиерея Смельского назначили председателем Саратовского епархиального училищного совета, в каковой должности он и скончался. Через неделю после смерти отца Иоанна умерла его супруга Елизавета Платоновна, которую похоронили рядом с мужем в одном склепе. На 3-м участке кладбища, как раз в том районе, где стоял храм и где обычно хоронили видных представителей духовенства, под одной современной могилой провалилась земля и обнажилась старая, на извести, кирпичная кладка. В провал хорошо виден склеп, разделенный на два отсека. Не здесь ли похоронены супруги Смельские?
Протоиерей Александр Емельянович Фиолетов был сыном диакона Ильинской церкви Саратова. По окончании курса наук в Саратовской духовной семинарии он был рукоположен во священника в Крестовоздвиженский женский монастырь, где и прослужил 44 года до самого дня смерти — до 17 ноября 1896-го. Почувствовав болезнь, он за три дня до этого собрал и сложил в узелок необходимую для погребения одежду, а накануне кончины, вечером, указал жившей с ним племяннице места, где хранятся документы и духовное завещание, сделал другие распоряжения. Впрочем, день своей смерти он знал заранее, нередко говоря: «Отец Иван Гаврилович (Альбицкий — настоятель Сретенской церкви Саратова.— Авт.) умер 18 числа, а я умру 17-го».
Священник Иаков Павлович Лавров окончил Саратовскую духовную семинарию в 1838 году. Первый настоятель Михаило-Архангельской церкви села Ивановка Балашовского уезда с 1838 по 1851 год: при нем храм и был построен. Служил в церкви Рождества Христова в слободе Баланде. Уволен за штат в декабре 1889 года, а в апреле 1896 года умер. Это он был похоронен в особом склепе для священников на Воскресенском кладбище.
***
Расскажем немного о тех людях, похороненных на Воскресенском кладбище, сведения о которых обнаружились недавно.
Священник Александр Михайлович Лебедев родился в семье священника в селе Юшино (Нарышкино) Сердобского уезда в 1888 году. Это племянник священника Василия Павловича Лебедева, о котором было сказано в первой части статьи. Памятник над его могилой и могилой его жены Софьи Александровны стоит слева от памятника дяде.
Отец Александр в 1908 году уволился из 4-го класса Саратовской Духовной семинарии и стал псаломщиком Николаевской церкви села Инясево Балашовского уезда. В 1911 году епископ Гермоген (Долганёв) рукоположил его во диакона к Казанской церкви села Идолга Саратовского уезда. В марте 1914-го он был уволен за штат из-за болезни с причислением к заштатному духовенству к саратовской Ново-Николаевской церкви, но в том же году стал диаконом Введенской церкви села Андреевка Балашовского уезда, а затем диаконом Покровской церкви слободы Песчанка Балашовского уезда. Ровно через три года после увольнения за штат — в 1917 году — отец Александр был назначен настоятелем Николаевской церкви села Новая Ивановка Аткарского уезда. Прослужив здесь священником приблизительно 10 лет, он в 1927 году перевелся священником к Николаевской церкви села Большие Озерки Саратовского уезда. Здесь отец Александр в январе 1930 года был арестован Татищевским РО ОГПУ «за антисоветскую агитацию», а в феврале того же года тройка ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю приговорила его к 5 годам лишения свободы по статье 58–10 УК РСФСР. Отец Александр попал в Белбалтлаг на строительство Беломорканала, где в конце срока работал фельдшером, используя для этого сведения по медицине, полученные в семинарии. В 1934 или 1935 году он вернулся в Саратов, уже тяжело больным. Недолго поработав фельдшером в 3-й городской больнице, он умер 18 октября 1936 года, не дожив и до 50 лет. 6 апреля 1989 года священник Александр Лебедев был реабилитирован на основании статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года. Жена надолго пережила мужа и умерла только в 1962 году. Интересно, что на памятнике стоит ее девичья фамилия: Соловьева.
На 35-м участке похоронены две сестры, урожденные Лебедевы, дочери священника Андрея Васильевича Лебедева: Раиса Андреевна Соловьева (1869–1938) и Антонина Андреевна Бакурская (1881 — около 1930). Муж последней, священник Николай Александрович Бакурский (1874–1937), в 1899 году окончил Оренбургскую духовную семинарию и служил диаконом (село Макарово Балашовского уезда), а с 1900 года — священником (слобода Водопьянова Аткарского уезда, Николаевская церковь Петровска, село Еремкино Хвалынского уезда, село Ново-Демкино Петровского уезда). После 1915 года сведений о нем нет. В советские годы отец Николай подвергался репрессиям и бесследно сгинул в конце 30-х годов в Магадане.
***
Мы рассказали только о части захоронений Воскресенского кладбища, так или иначе относящихся к истории Церкви в Саратовском крае. Конечно, этот рассказ нельзя назвать полным; не исключено, что в скором времени найдутся еще могилы духовенства или появится новая информация о тех, чьи могилы уже обнаружены. Но в любом случае, Воскресенское кладбище — уникальный памятник истории нашего города, и у нас пока есть еще шанс сохранить его для наших потомков.
(5)