Александр Петрович Мраморнов, родился в г.Петровске 16 (28) августа 1874 года, о чём свидетельствует клировая ведомость Покровской церкви села Балтай Вольского уезда Саратовской губернии за 1904 год и другое архивное дело, относящееся уже к 1912 году. В 1884-1889 гг. он учился в петровском духовном училище, а затем поступил в саратовскую духовную семинарию, которую окончил в 1896 году, как и его отец, со званием студента. Некоторое время спустя после этого, Александр Петрович женился на Александре Васильевне Дьяконовой (конец 1896 или начало 1897 гг.), дочери священника. Уже с этого времени начинается его священнослужение.
Из упомянутой выше клировой ведомости 1904 года выясняются места службы Александра Петровича в 1896-1904 гг. Служил он в разных уездах Саратовской губернии: диаконом Христорожденственской церкви села Оркина Саратовского уезда (22 сентября 1896 – 26 ноября 1897 гг.), а затем был рукоположен во священника и служил во Введенской церкви села Анастасьина Аткарского уезда (26 ноября 1897 – 9 декабря 1899 гг.) и Покровской церкви села Балтая Вольского уезда (с 9 декабря 1899 года).
Клировая ведомость 1904 года ценна ещё и тем, что в ней приводятся точные даты рождения жены Александра Петровича и их детей, которых было четверо: Алевтина, Антонина, Сергей и Николай. Там же говорится, что А.П. Мраморнов – священник отличного поведений, а за последний год (декабрь 1903 – декабрь 1904 гг.) произнёс 60 проповедей. К слову сказать, искусство проповедника, которому Александр Петрович научился, видимо, в годы учёбы в семинарии, особенно проявился у него в 1900-1910-ых гг. …https://dzen.ru/a/Znb67MhkZQhSt_9w
Потомок дьякона нашего храма издал книгу
В храме Рождества Христова в 1896-1897 г.г. служил диаконом Александр Петрович Мраморнов (1874-1841), пострадавший во время гонений на русскую церковь и скончавшийся в карлаге. Его потомок А.И. Мраморнов 7 августа в г.Петровске представил свою очередную книгу: «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918–1919 гг«. Автор подробно рассказал о книге клирикам Петровского благочиния Саратовской епархии, а также властям и интеллигенции города. После чего ответил на многочисленные вопросы и подписал гостям их экземпляры книги.
Книга «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.» вышла в 2013 году. Книга уникальная, т.к. ее составитель впервые предлагает опыт публикации полного корпуса архивных документов, рассказывающих об одном из первых публичных антицерковных судов в Советской России.
Александр Мраморнов – церковный историк, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры. По его мнению, в настоящий момент наша Церковь находится только в начале пути раскрытия своей истории в XX веке. Слишком многие архивы еще не раскрыты, а из раскрытых – не опубликованы. Не говоря уже о больном вопросе: доходят ли редкие книги по церковной истории XX века (даже жития Новомучеников и Исповедников) до массового читателя?
Книга «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.», которую выпустили совместно издательство Новоспасского монастыря и издательство Саратовской митрополии, а Предисловие к ней написал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, предлагает читателю напрямую соприкоснуться с теми событиями, которые мы называем гонениями на Церковь, услышать прямую речь гонителей и обвиняемых, зафиксированную в документах судебного процесса.
Процесс над саратовским духовенством в начале советского богоборческого режима – это суд над святыми, два фигуранта этого дела, епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, прославлены в числе Новомучеников Российских. Как рассказал А. Мраморнов, это были два противоположных человеческих типа: владыка Герман был кротким, смиренным пастырем, а отец Михаил активно участвовал в политической жизни, баллотировался в Учредительное собрание. Но оба они вместе совершили подвиг веры, свидетельства верности Христу перед лицом смертельной опасности.
Автор публикации А. Мраморнов называет корпус документов уникальным не только потому, что они рассказывают о святых новомучениках, но и в связи с тем, что судебные материалы «отражают противоборство сторон как редко какое другое свидетельство эпохи революции и гражданской войны». По его словам, непримиримое столкновение позиций обвиняемых – епархиального совета в составе епископа, клириков и мирян, с одной стороны, и новой большевистской власти, которая руководствовалась даже не своими собственными законами, а соображениями «революционной целесообразности», с другой стороны, стенографически зафиксировано в опубликованных материалах. «Это живая речь в жестких, критических условиях. Люди, защищавшие себя, говорили под угрозой расстрела», – отметил А. Мраморнов.
Историк включил в издание и документы другого типа: это подписи саратовцев в поддержку гонимого духовенства. Десятая часть населения третьего по величине города России не побоялась поставить свои подписи под петицией. Ценность публикации этого документа также и в том, что потомки могут найти имена своих предков, не побоявшихся открыто выступить в защиту своей веры.
информация взята с сайта grad-petrov.ru
МРАМОРНОВ Александр Петрович, священник
Дата рождения
1874, 16 августа
Место рождения
Саратовская губ., г. Петровск
Происхождение
Сын священника Петра Ивановича Мраморнова
Национальность
Русский
Образование
1889 — окончил Петровское духовное училище
1896 — окончил Саратовскую духовную семинарию по 1-му разряду
Семейное положение
Жена: Александра Васильевна; дети: Алевтина, Антонина, Сергей, Николай
Рукоположение
1896, 22 сентября — рукоположён в сан диакона к Христорожденственскому храму в с. Оркино Саратовского у.
1897, 26 ноября — рукоположён в сан священника к Введенскому храму в с. Анастасьино Аткарского у.
Служба / работа / место жительства
С 1899, 9 декабря Саратовская губ., Вольский у., с. Балтай — настоятель Покровского храма
С 1901 — действительный член Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской духовной семинарии
Награды
1903 — набедренник
1906 — скуфья
Служба / работа / место жительства
1907–1910 — за штатом
1910–1912, г. Саратов — служил в Григорие-Богословском домовом храме при Саратовском духовном училище, законоучитель в частной женской гимназии Штокфиш
Награды
1912 — камилавка
Служба / работа / место жительства
С 1912, г. Саратов — священник в Спасо-Преображенском единоверческом храме, с 1918 г. настоятель
С 1914 — законоучитель в Спасо-Преображенской церковно-приходской школе и 4-м Саратовском высшем начальном училищ, делопроизводитель Саратовского епархиального комитета
С 1931, г. Сердобск, ул. Куйбышевская, д. 108 — священник в Казанском Нагорном храме
Арест
1936, 21 августа — заключён под стражу
Осуждение
1937, 26 января — Выездной сессией Саратовского областного суда приговорён к ИТЛ
Дата смерти
1941, 21 ноября, Карагандинская обл. — скончался в лагере «от сердечной недостаточности и атеросклероза»
Источники:
Литература
1. Дворжанский А., Зелёв С., прот. Владимир Клюев. Праведный верою жив будет. Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М., 2014. С. 292–293.
Составил справку
Чертков С. В., сотрудник проекта «Туркестанская Голгофа» https://turkestanskaya-golgofa.info/repressed/mramornov-aleksandr-petrovich
Судьба священника Александра Петровича Мраморнова (1874–1941), автора воспоминаний о проводах Седмиезерной иконы Божией Матери в места ее пребывания, хорошо известна. Правда, даже его праправнук Александр Игоревич Мраморнов не смог выяснить, как и чем жил предок в период 1919–1930 годов. В это время один из сыновей отца Александра, Сергей, разорвал с ним отношения и поступил в Красную армию. До середины 1930-х годов отец Александр служил в сердобской Казанской церкви, а в августе 1936 года был арестован. Умер в Карлаге Карагандинской области 21 ноября 1941 года[10]. https://eparhia-saratov.ru/Articles/_neobyknovennyjj-podem-religioznogo-chuvstva__
О от.Александре Мраморнове можно почитать на нашем сайте в статье :«Необыкновенный подъем религиозного чувства…»
(15)