Разные судьбы храмов-близнецов
История каменного Михаило-Архангельского храма Красного Кута в целом известна. К концу XIX века стало очевидно, что старый деревянный храм обветшал и стал очень тесен для растущего села. Для постройки нового храма общество выделило из своего душевого надела до 1500 десятин земли (по 1 десятине с каждой души), с тем чтобы, доход от нее шел на образование суммы, необходимой для постройки храма. Кроме земли, у общества для постройки храма уже имелось более 6000 пудов пшеницы, 100 десятин посева и более 9000 руб. наличных церковных денег, образовавшихся из пожертвований на этот предмет. Старый деревянный храм первоначально предполагалось продать или пожертвовать в какую-нибудь бедную деревню.
Проект на постройку нового каменного храма был заказан Самарскому епархиальному архитектору Тадеушу Севериновичу Хилинскому. Епархиальным архитектором 14 июня 1900 года проект на построение нового каменного храма в селе Красном Куте был подготовлен, а 28 июня утвержден строительным отделением Самарского губернского правления. Дело вместе с чертежами на строительство храма легло в фонд губернского правления в Самарском архиве.
С этого дела и началось мое исследование. Просматривая дело, я нашёл на чертеже надпись: «Копия согласно плана церкви в с.Иловатове Бузулукского уезда». Была где-то копия Михаило-Архангельского храма? Необычного в этом ничего нет: например, церковь в селе Борисоглебовке Федоровского района была построена архитектором Езеровским по тем же чертежам, что Вознесенская церковь в слободе Покровской (ныне г.Энгельс). А вот с селением было непонятно: хорошо известно, что село Иловатое (Иловатка, Иловатый Ерик) в Самарской губернии было одно – в Новоузенском уезде (ныне Старополтавский район Волгоградской области, в 100 км ниже Дьяковки). Храм в этом селе, действительно, был каменным, но размеры с краснокутским никак не совпадали.
После напряженных поисков я понял, что село называлось не Иловатое, а Виловатое, и, действительно, находилось в Бузулукском уезде. Строилась церковь усилиями местного купца Прохорова, и стройка из-за этого затянулась до 1914 года.
Храм в большом селе Виловатом был тоже освящен во имя Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, был красного цвета, в общем, точная копия краснокутского храма.
Здание Свято-Троицкого храма Красного Кута в 1930-е годы было отдано обновленцам (их было всего 76), большинство же православных (584 чел.) остались верны патриарху Тихону и молились в Михаило-Архангельском храме. Именно этим красивейший краснокутский каменный храм вызывал особенное раздражение советской власти, из-за этого и был закрыт первым. Закрыть было мало – власть хотела уничтожить его совсем, и 25 марта 1937 года Центральный исполнительный комитет республики принял решение:
«Учитывая, что здание бывшей церкви в с.Красный Кут имеет от фундамента и до крыши трещину в 8 см и, согласно акту комиссии от 12 марта 1937 года, это здание может быть использовано только для стройматериалов – разрешить Красно-Кутскому кантисполкому произвести слом здания бывшей церкви и кирпич использовать на строительство школы».
Храм был разобран до основания. На немецкой аэрофотосъемке зимой 1943 года хорошо видно, что от храма остался лишь небольшой фундамент.
В советское лихолетье храм в Виловатом тоже был закрыт. Протоколы исполкомов, находящихся в 500 км друг от друга, написаны словно под копирку: церковь около 5 лет бездействует, нашлась широкая, неустранимая трещина, а материал тоже был срочно необходим для строительства школы. Храм пытались разрушить, расстреливая из пушки, но он устоял, потеряв половину колокольни, все главы и часть здания. Власть махнула рукой, и здание церкви отдали под зернохранилище и стоянку тракторов.
Однако, что удивительно для небольшого села в 870 человек, храм в постсоветское время был полностью восстановлен в первозданном виде.
С приходом игумена Алексия (Александра Максимовича Медведева) в 2001 году храм начал по-настоящему возрождаться. Несмотря на то, что прихожан в селе мало, работы были проведены огромные. Был установлен центральный купол, отремонтирована кровля, поставлен иконостас, заменены двери, изнутри храм побелен. Значительно увеличилось число прихожан, посетить храм сейчас едут люди не только из Самары и области, но и со всех уголков России.
За двадцать лет своего настоятельства игумен Алексий сумел восстановить в селе очень большой разрушенный храм, издалека сияющий теперь золотыми куполами. Храм обнесен красивой ажурной оградой с затейливыми башенками по углам. С миру по нитке восстанавливалось былое величие. Современный кирпич, конечно, отличается от старинного, но какая получилась красота!
В процессе поиска информации по с.Виловатому неожиданно открылось, что не столь далеко от него были построены еще два храма по тому же проекту Хилинского: в селе Борском (ныне районный центр Самарской области) и в селе Сорочинское (ныне г.Сорочинск Оренбургской области).
Все 4 церкви начались строиться в 1901 году и были одинаковы: длина церкви 19 саженей (40,5 м), считая и колокольню; наибольшая ширина 14 саженей (30 м); высота до верха карниза 12 саженей (25,6 м). На церквях имелась одна большая глава и 15 малых. Больших окон 12 с двойными рамами и железными решетками, малых в церкви 8 и на главках 8. Дверей наружных двухстворчатых 3, обшитых железом, и одна без обшивки; внутренних 3. Иконостас длиной 14 аршин (10 м), высотой 12 аршин (8,5 м).
Сретенская церковь в селе Борском тоже была построена из красного кирпича и называлась в обиходе «красной церковью» в противовес покрашенной белой известью Богоявленской церкви, которую называли «белой». Она была полностью разрушена в советские годы. Церковь в с.Сорочинском была построена под попечительством купца Сникина и освящена во имя Архангела Михаила в ноябре 1911 года. Закрыта в 1918, частично разобрана в 1930. Здание церкви использовалось под клуб, а затем под кинотеатр «Октябрь». Возвращена верующим в 1990, вновь освящена в 1993. Восстановление церкви происходило в 1994-2005 годах, и теперь церковь сияет во всем своем великолепии.
Проект этих четырех церквей стал лебединой песней архитектора Хилинского – 24 октября 1905 года он умер в Самаре от чахотки, не увидев освящения даже храма в Красном Куте, которое состоялось 6 ноября 1905 года.
Так по-разному сложилась судьба храмов-близнецов в разных концах огромной когда-то Самарской епархии. Два из них были разрушены, два были восстановлены усилиями прихожан и настоятелей. От краснокутского каменного храма почти не осталось изображений. Теперь же мы можем воочию увидеть то, что казалось давно утерянным – каменное кружево и уходящие ввысь главы церквей. Будем надеяться, что эти величественные церкви, воздвигнутые и восстановленные во славу Божию, станут центром духовной жизни, духовного возрождения, послужат делу спасения душ человеческих – главному делу Православной Церкви.
(32)