Святитель Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий, член Святейшего Синода, председательствующий Московской Синодальной конторы, председатель Православного Миссионерского общества в Москве, Почетный член С.-Петербургской и Киевской духовных академий, член общества восстановления Православия на Кавказе, родился в Тульской губернии, в семье сельского диакона Максима Руднева. При крещении наречен был Иоанном. Обучался с 1840 по 1845 год в Тульской духовной семинарии и далее, по 1849 год, — в Киевской духовной академии, окончив курс наук с причислением к первому разряду воспитанников.
11 октября 1849 года, согласно собственному прошению, был пострижен в монашество, с наречением имени Иоанникий; определен учителем Священного Писания в Киевскую духовную академию. С 1850 по 1853 год исполнял должность помощника инспектора академии, преподавал обличительное богословие. В 1851 году перемещен с класса Священного Писания на класс богословских наук, за свои труды награжден набедренником.
В 1851 году Иоанникий был возведен на степень магистра и переименован в бакалавра академии. 6 ноября того же года «за отличное благонравие и ревность в исполнении своих обязанностей» возведен в звание соборного иеромонаха Киево-Печерской Лавры. 1 февраля 1852 года получил магистерский крест. В 1852-1853 годах исполнял должность инспектора Киевской духовной академии и заслужил архипастырское благословение и признательность. В сентябре 1853 года определен членом внутреннего Правления академии. 25 сентября того же года объявлено ему благословение Святейшего Синода «за усердные и полезные труды».
В награду за отличную службу возведен 21 декабря 1854 года в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 9 июля 1856 года Святейшим Синодом определен инспектором в Киевскую академию и экстраординарным профессором богословских наук. Также по поручению Святейшего Синода обозревал Полтавскую и Екатеринославскую семинарии. В 1858 году исправлял должность настоятеля первоклассного Богоявленского монастыря, а с 7 апреля по 29 июля того же года — должность ректора академии и профессора богословских наук. 14 апреля, по представлению Святейшего Синода об отличной службе, сопричислен к ордену св. Анны II степени.
6 октября 1858 года определением Святейшего Синода Иоанникий перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Киевскую духовную семинарию и стал настоятелем Киево-Пустынcкого Николаевского второклассного монастыря. 1 ноября утвержден членом Киевской духовной консистории.
30 марта 1859 года он назначен благочинным монастырей Киевской епархии. В том же 1859 году, по поручению Святейшего Синода, обозревал Воронежскую и Орловскую духовные семинарии. 4 декабря 1859 года указом Св. Синода назначен ректором и профессором богословских наук в Киевскую духовную академию и настоятелем первоклассного Богоявленского монастыря.
6 октября 1860 года определением Святейшего Синода Иоанникий перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии с оставлением за ним лично степени настоятеля первоклассного монастыря. 4 декабря того же года он определен главным блюстителем за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы и ее окрестностей. 20 декабря утвержден членом Санкт-Петербургской духовной консистории. 29 апреля 1861 года Всемилостивейше пожалованы ему знаки ордена св. Анны II степени, украшенные Императорской короной.
6 мая 1861 года именным Высочайшим указом Иоанникий назначен на вакансию епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской епархии. 12 июня хиротонисан в епископа в Санкт-Петербурге. В июне 1862 года поручено ему обозрение Смоленской и Полоцкой семинарий. 31 марта 1863 года он сопричислен к ордену св. Владимира III степени. С 12 января 1864 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, повелено ему быть епископом Саратовским и Царицынским.
В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью Братство Святого Креста. Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. Братство Святого Креста было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. По инициативе епископа Иоанникия, при братстве образовалась богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие.
Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства — борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.
Особой его заслугой следует признать начало выпуска “Саратовских епархиальных ведомостей”, первый номер которых вышел 1 июня 1865 года. Это издание было задумано еще епископом Иаковом (Вечерковым) как “орган просветительского влияния и объединений служителей Божиих”.
Благодаря епископу Иоанникию II (Рудневу) Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания (названое позже его именем). Доброе дело началось добровольной подпиской, давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков.
Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришел навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешевых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.
Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, епископ Иоанникий нашел в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниям и энергии.
17 марта 1866 года Владыка Иоанникий сопричислен к ордену св. Анны I степени «за благоразумную деятельность по управлению вверенною епархией и заботливость о местных духовно-учебных учреждениях». 17 сентября 1869 года он, с Высочайшего соизволения, назначен членом Общества восстановления Православия на Кавказе.
13 июня 1873 года Преосвященный Иоанникий утвержден епископом Нижегородским и Арзамасским. 31 марта 1874 года сопричислен к ордену св. равноапостольного князя Владимира 2-й степени большого Креста — «за просвещенную пастырскую деятельность, неусыпные заботы о мерах к вразумлению и возвращению в недра Святой Церкви заблудших чад ее и отеческую попечительность в открытии способов призрения и воспитания сирых детей духовенства».
Много трудов положил Владыка Иоанникий в Нижегородской епархии именно на ниве просвещения и попечительства. В 1875 году он, например, учредил две именные стипендии в Нижегородском епархиальном женском училище, за что получил благодарность от Его Императорского Величества. В том же году общим Собранием Российского Общества покровительства животных избран Почетным членом. 10 апреля 1876 года получил Высочайшую от Его Императорского Величества благодарность за пожертвованную им сумму (7700 рублей) в пользу Нижегородского епархиального детского приюта.
В Нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано епископом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором еще при его жизни нашли себе теплое и надежное убежище до сорока детей. Вслед за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была епископом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учрежденное им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, а числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие. Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии.
14 февраля 1877 года Советом С.-Петербургской духовной академии Преосвященному Иоанникию присвоено звание Почетного члена академии. 27 марта 1877 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, он возведен в сан архиепископа, 8 декабря повелено ему быть архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием Экзарха Грузии и Члена Святейшего Синода.
8 декабря 1879 года за пожертвование на содержание сирот в Епархиальном женском училище Преосвященнейшему Иоанникию объявлена Высочайшая благодарность. 30 августа 1881 года он сопричислен к ордену св. Александра Невского за неутомимо ревностное архипастырское служение и заботу об устроении и духовном просвещении вверенной ему паствы. 11 июня 1882 года Иоанникий избран единогласно Советом Киевской духовной академии в Почетные члены этой академии — за труды продолжительного служения на поприще духовного образования и церковного управления в разных епархиях.
27 июня 1882 года именным Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду, Всемилостивейше повелено ему быть митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 7 октября того же года он утвержден в звании Председателя Православного Миссионерского общества. 7 ноября Всемилостивейше разрешено ему принять и носить по установлению пожалованный Его Высочеством Николаем, князем Черногорским, орден князя Даниила I степени. В Москве Владыкой было основано Кирилло-Мефодиевское Братство, второе епархиальное женское училище, учреждены еженедельные собеседования с раскольниками, открыты бесплатные общежития при двух семинариях. 15 мая 1883 года ему пожалованы бриллиантовые знаки св. благоверного князя Александра Невского. 31 октября 1885 года он Высочайше утвержден в звании Почетного члена Московской Александровской общины сестер милосердия «Утоли мои печали» и, во внимание к особым заслугам на пользу Церкви на святительской кафедре первопрестольной Москвы, Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира I степени.
17 ноября 1891 года Святейшим Синодом повелено ему стать митрополитом Киевским и Галицким и священноархимандритом Киево-Печерской Лавры. В 1895 году митрополит Иоанникий за ревностное служение, подвиги на благо Церкви и Отечества, твердость в управлении епархиями, живое и деятельное участие в делах высшего церковного управления сопричислен к Императорскому ордену св. апостола Андрея Первозванного. 14 мая 1896 года Высочайше пожалован митрополиту Иоанникию бриллиантовый крест на митру. 25 декабря 1898 года Высочайшим рескриптом он назначен первенствующим членом Святейшего Синода и 7 ноября 1899 года, также при Высочайшем рескрипте, пожалован бриллиантовым знаком ордена св. Андрея Первозванного.
Почетным членом Академии Наук избран 4 декабря 1899 года.
Сохранились воспоминания современника о последних днях Преосвященного Иоанникия. В 1900 году, возвратившись из С.-Петербурга ранней весною, Преосвященный Иоанникий, несмотря на тяжкие труды по заседаниям в Святейшем Синоде, выглядел бодрым и здоровым и в совершенном здравии переехал на летнее местожительство в Голосеевскую пустынь. Но 31 мая 1900 года Владыка после отдыха на открытой террасе, к вечеру почувствовал озноб. Врач Янченко, посещавший Преосвященного, констатировал простудное заболевание. Однако, несмотря на принятые меры, болезнь быстро усиливалась и вскоре осложнилась воспалением дыхательных путей.
В ночь с 3 на 4 июня наступило заметное ухудшение, и Владыка причастился Святых Христовых Таин из рук своего духовника иеромонаха Алексия. Положение его быстро ухудшалось и наконец стало безнадежным. Вызванный епископ Уманский Сергий совершил над умирающим таинство елеосвящения. К вечеру опять последовало ухудшение в состоянии больного Владыки. 7 июня он вновь приобщился Святых Таин, и вскоре сознание совершенно оставило его. Когда духовник стал читать «Отходную», умирающий Владыка лежал тихо и безмолвно. Присутствующие при последних минутах его жизни викарии, наместник Лавры, врачи и домашние преклонили колена, духовник закрыл глаза почившему, и удар колокола возвестил братии пустыни о скорбном часе.
На 9 июня назначено было перенесение тела усопшего Владыки из Голосеевской пустыни в Киево-Печерскую Лавру. Из церкви гроб был вынесен присутствующими иеромонахами и архимандритами. Процессия приблизилась к Святым вратам Лавры, и там вновь была отслужена лития.
Митрополит Московский и Коломенский Владимир, прибывший в Киев, был специально назначен Святейшим Синодом для совершения погребения почившего иерарха. 11 июня 1900 года состоялось торжественное погребение тела митрополита Иоанникия. После заупокойной Божественной литургии было совершено отпевание, и гроб понесен на руках в Крестовоздвиженскую церковь в ближних пещерах, где и был опущен в изготовленную могилу и затем вдвинут в нишу под капитальной стеной церкви. Митрополит Иоанникий был погребен рядом с Киевскими святителями Филаретом и Филофеем.
Известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, — в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова; †1990) 3 июня 1987 года было установлено празднование Собора Тульских святых. В числе многих подвижников благочестия, связанных обстоятельствами жизни с Тульской епархией, в Собор было внесено имя и митрополита Иоанникия.
Тропарь Собору Тульских святых, глас 2:
Наста день светлаго торжества, / земля наша радуется, / и с нею Церковь Христова веселится, / в прославлении собора Тульских святых, Богу угодивших; / к ним же мы притекающе, взываем сице: / о, преславнии сродницы наши, / молите Христа Бога, / даровати миру мир, / отечеству благоденствие, / и душам нашим велию милость.
Кондак Собору Тульских святых, глас 3.
Подобен: Дева днесь:
Днесь Собор Тульских святых предстоит в Церкви / и невидимо за ны молится Богу: / ангели со архиереи славословят, / мученики ликовствуют, / преподобнии и праведнии радуются, / и людие православнии веселятся: / вси бо купно молят Превечнаго Бога.
При подготовке материала были использованы:
-
Иоанникий (Руднев). // Интернет-публикация Благотворительного фонда «Русское Православие».
-
Иоанникий (Руднев), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. // Серия «Святители земли Нижегородской» (электронная публикация на официальном Интернет-сайт Нижегородской епархии).
-
Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: “Возрождение”, 1992. Т. I. Стлб. 1082-1083.
-
История Русской Церкви, Т. VIII. Ч. 1. М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
-
Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1993. Т. 1.
-
Свящ. Ф. Титов. Высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий. К., 1899.
-
Максим, архиепископ Тульский и Белевский. Собор Тульских святых. // Журнал Московской Патриархии, №10, 1988.
-
Александр Рожинцев. Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев). 179-летию со дня рождения посвящается. // Электронная публикация на «Открытом форуме».
-
Собор Тульских Святых. // Электронная публикация на официальном Интернет-сайт Тульской епархии.
- https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_2966
(0)