Дьяковская второклассная школа и Александро-Невская церковь

Второклассная школа Дьяковки №18-2024
Газетный вариант. Для увеличения шрифта наведите курсор в левый угол страницы и кликните на знак ,,+,,

Дьяковская второклассная школа и Александро-Невская церковь (книжный вариант)

Второклассные школы были учреждены духовным ведомством в 1895 году для того, чтобы обеспечить учителями новые учебные заведения – школы грамоты, которые получили широкое распространение в начале 1890-х годов. Название «второклассные» предполагало, что в них принимались учащиеся, уже имеющие одноклассное образование. Хотя, по мнению современников, правильнее их было называть младшими учительскими.

Во второклассные школы принимались молодые люди и девушки от 13 до 17 лет православного вероисповедания, окончившие курс одноклассных школ и выдержавшие проверочные испытания. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию. К второклассным учительским школам прикреплялись одноклассные церковно-приходские шко­лы, в которых будущие учителя проводили свои первые уроки. Обучение было бесплатным, курс составлял 3 года: два  общеобразовательных и третий – педагогический класс.

Таких школ было немного: на каждый уезд открывалось по две школы. Это предполагало, что во второклассных школах обязательно должно быть общежитие для учеников из других сел. В Новоузенском уезде первой была открыта школа в с.Новорепном, затем в с.Дьяковке. В 1910 году учительскую школу в селе Дьяковка окончил Герой Советского Союза Алексей Александрович Гречкин (1893 –1964), советский военачальник, генерал-лейтенант.

История

Постройка Дьяковской второклассной школы была вызвана искренним желанием прихожан села Дьяковки иметь второй храм в селе, так как один, и притом малопоместительный, не мог уже удовлетворить жителей села, которых насчитывалось до 8000 обоего пола.

Воспользовавшись этим, земский начальник Свентицкий предложил обществу построить церковь-школу. Сельское общество села Дьяковки с радостью приняло это предложение, потому что оно удовлетворяло необходимость во втором храме и давало возможность обучения детей в таком учебном заведении. Тотчас же приговором от 5 мая 1896 года было ассигновано 10000 руб. на постройку школьного здания и отведено 2 га удобной для сада и огорода земли.

По плану, составленному саратовским архитектором Владимиром Львовичем Владыкиным и утвержденному Святейшим Синодом в июле 1897 года, жители приступили к закладке основания под школьное здание. Здание имело 21 метр длины и столько же ширины, было деревянным, обложенным кирпичом. Стоимость такого здания, конечно, далеко превышало ассигнованные обществом 10000 руб., а потому Святейший Синод отпустил из казенных средств 5800 руб., да общество прибавило к ассигнованным еще 3200 руб. Таким образом, стоимость здания с внутренней отделкой церкви, включая иконостас, классные, спальные и другие комнаты получилась более 19000 руб.

Здание было расположено на обширной площади по левую сторону реки Еруслана. С восточной и южной стороны церковь-школу окружали более 50 га фруктовых садов, с северной – река Еруслан, а на северо-востоке метрах в 120 – постройки жителей.

27 августа 1898 года здание было закончено постройкой и освящено Преосвященным Гурием, епископом Самарским, во имя Святого благоверного князя Александра Невского. С этого времени школа была объявлена открытой и по селам уезда разосланы извещения о приемных экзаменах, которые назначались 25 сентября.

Здание

Всё здание церкви-школы имело вид буквы «П». По северной стороне во всю длину помещалась церковь; она была одноэтажной. Размеры ее были 16,6 х 8,3 метра, могла вместить до 550 богомольцев. Восточная и западная стороны были в два этажа; на первом этаже восточной стороны помещались три класса, на втором – спальня учеников и квартира учителя. На первом этаже западной стороны помещались раздевальная комната, столовая, служительская и кухня, а на втором – спальня учеников и две квартиры для учителей.

Вся площадь, занимаемая помещениями школьного здания, включая и церковь, была равна 664 кв.м. Все помещения первого этажа были высотой 4 метра, а верхнего 3 метра. Над святым алтарем и над притвором церкви были устроены главы с крестами и звонницей, состоящей из 5 колоколов общим весом приблизительно 40 пудов. Библиотека второклассной школы делилась на ученическую, учительскую и внеклассного чтения. Ученическая библиотека состояла из 600 книг стоимостью около 300 руб., учительская из 111 книг ценой на 113 руб. 42 коп., внеклассного чтения 416 экземпляров стоимостью 327 руб.

Для учеников, живущих в общежитии, имелось 2 спальных комнаты размерами: первая – 8 х 6 метров; вторая 8 х 5 метров; они находились на втором этаже. Столовая находилась на 1 этаже, размеры ее 8 х 4 метра. Кухня общежития находилась на 1 этаже с западной стороны размером 8 х 6 метров. Квартиры учителей находились на втором этаже. Квартира старшего учителя состояла из 4 комнат: зала, кабинета, спальни и прихожей; общий размер квартиры 8 х 6 метров. Другая квартира для двух холостых учителей состояла из трех комнат: зала, спальни и прихожей, общий размер 8 х 5 метров.

С южной стороны с торцов здания были деревянные пристройки, одна из них служила теплым туалетом, а другая – чуланом для склада запасов общежития размером 4 х 3 метра.

Хозяйственные постройки следующие: с южной стороны школьного здания на школьном дворе общее здание в два этажа, крытое железом, для скота, дров, кладовой и погребицы. Часть второго этажа служила складом для школьной мебели, а другая для сушки белья; размер этого здания 21 х 5 метров.

На восток от кладовой находилась баня, деревянная на каменном фундаменте, крытая железом, размеры ее 6 х 6 метров, севернее бани – летний туалет размером 5 х 2 метра, огороженный с двух сторон высоким деревянным забором. При школе находилось 2 га земли, удобной для посадки сада и огорода.

Учебный год

Начинался учебный год обычно 1 сентября, заканчивался 15 мая, с этого дня начинались выпускные экзамены, которые продолжались до 1 июня. По окончании экзаменов ежегодно, после благодарственного молебна и выдачи свидетельств, окончившим школу предлагалась скромная трапеза.

В состав учебных предметов школы входили: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, арифметика, геометрическое черчение, русская история, география (в связи с явлениями природы), дидактика, гигиена и чистописание.

Учительский персонал состоял из 4 лиц: заведующего и 3 учителей. В 1908 году заведующим состоял священник Виктор Альбокринов, старшим учителем Василий Кузнецов, вторым учителем Евгений Розов и третьим Михаил Ефремов.

Учащиеся – крестьянские дети и несколько детей из немецких колоний в возрасте от 13 до 19 лет.

Распорядок дня

Порядок ежедневных занятий указывался расписанием, ежегодно составляемым советом школы. По расписанию было положено 26 часовых уроков в неделю. Учебный день проходил в следующем порядке: ученики вставали в 7 часов утра, после краткой молитвы в спальнях в 8 часов полагался утренний чай, в 8:30 утренняя молитва в школьной церкви с пением некоторых молитв: «Царю небесный», «Отче наш», «Бог Господь» случившегося гласа и тропарь, «Богородице Дево», «Спаси, Господи, люди твоя», «Вечная память», Тропарь храмовому Святому (Александр Невский), Кириллу и Мефодию, «Достойно есть». Во время молитвы читалось дневное Евангелие.

В 9 часов начинались классные занятия с 10-минутными переменами после 1 и 2 уроков и 20 минут после 3 урока. Учения заканчивались в 13 часов, а в понедельник и пятницу в 14 часов.

После этого ученики, живущие в общежитии, обедали, а квартирные дети местных жителей расходились по домам. До 16 часов учащимся позволялся отпуск в село по делу, прогулки, игры, игра на музыкальных инструментах. В 16 часов полагался вечерний чай, а в 17 часов – начало вечерних занятий под наблюдением дежурного учителя. Занятия продолжались до 20 часов.

В 20 часов, а иногда и 20:30 учащиеся ужинали, в 21 час вечерняя молитва, на которой, кроме обычных молитв, пелось «Господи, воззвах к тебе» случившегося гласа. После молитвы ученикам, не приготовившим уроков, предоставлялась возможность сидеть в классах до 23 часов, после чего все ученики отходили ко сну.

В праздничные дни все учащиеся посещали все церковные богослужения, участвовали в чтении и пении. Таким образом, учащиеся почти все время находились под наблюдением дежурных учителей. Благодаря бдительному надзору и разумному руководству со стороны учителей, ни к каким дисциплинарным мерам прибегать не приходилось.

В общежитии помещались дети иноприходных жителей, местные же живут в домах своих родителей. Число живущих в общежитии колебалось от 30 до 50 человек.

Средствами содержания служили взносы с учащихся в размере 55 руб. за учебный год (т.е. 9 месяцев). Содержание в общежитии, включая стирку белья, обходилось в 45 руб., остальные шли на наем прислуги и другие расходы по общежитию.

Школьные праздники, ввиду серьезности и обширности программы, устраивались редко, так как на подготовку к ним приходилось тратить много дорогого времени. Устройство же их в каникулярное время (святки, масленица) было невозможно, так как учащиеся разъезжались по домам. За десятилетний период существования школы состоялось не более 6 праздников, приуроченных к храмовому празднику 23 ноября.

Педагогический класс

Практические занятия учеников 3 класса велись так: после типичного урока, данного учителем образцовой школы по одному из предметов, назначался практикант,  которому давался материал под руководством учителя дидактики, составлялся план урока. Ход урока излагался в особом конспекте, обязательном для каждого практиканта. Конспект просматривался учителем дидактики и после разъяснения и дополнения со стороны учителя служил руководством во время урока. Затем назначался критический разбор урока, во время которого отмечались достоинства и недостатки практиканта, допущенные во время практического урока. Таким образом, чередовались все ученики и по возможности давали уроки по всем предметам обучения. Кроме этого, ежедневно в образцовой школе присутствовал дежурный ученик третьего класса, так что в течение учебного года все знакомились подробно вообще с постановкой школьного дела.

Послесловие

В советские годы церковь была, конечно же, закрыта. Но здание было, прежде всего, хорошо спроектированной школой, поэтому продолжало активно использоваться в этом качестве долгие годы. На фотографии, сделанной в середине 1960-х годов с противоположного берега Еруслана, видно, что в богоборческом порыве были сломаны глава над центральной частью церкви и колокольня, северный вход в церковь закрыт и переделан в большое окно.

В 1969 году в Дьяковке была построена новая каменная трехэтажная школа, необходимость в старом здании пропало, и оно было разобрано.

Геннадий Кузнецов, саратовский краевед.

Геннадий  Кузнецов автор – краевед, занимается историей храмов Федоровского и других районов Саратовской области. Его статьи вы можете прочитать на нашем сайте (ссылка)

 

 

 

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *